Замкнутый круг: государство де-факто устранилось от обеспечения жильем детей-сирот

Замкнутый круг: государство де-факто устранилось от обеспечения жильем детей-сирот

После выпуска из интернатов единственное, что могут предложить потенциальным бездомным – это дома для престарелых.

В Украине насчитывается 70 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Каждый третий после окончания интерната не имеет крыши над головой, и только каждый 45-й получает жилье от государства или от общины, говорится в сюжете ТСН.19:30.

После окончания интерната человек попадает в замкнутый круг чиновничьего равнодушия и банального незнания законов, которые могли бы помочь если не получить жилье, то хотя бы стать на квартирную очередь. "Очень часто у меня опускаются руки", - признается Анатолий Тымчук. 11 из 24 лет выпускник спецшколы для детей-сирот стоит в длиннющей квартирной очереди. Его душевнобольную мать лишили родительских прав сразу после того, как она родила, а после интерната его направили в гериатрический пансионат. "Сама атмосфера: я юноша, а здесь люди доживают", - жалуется он.

Из-за отсутствия бюджета и равнодушия чиновников тысячи сирот остаются бездомными

Из-за отсутствия бюджета и равнодушия чиновников тысячи сирот остаются бездомными

Устойчивости Анатолия можно только позавидовать – он находил возможность учиться, освоил монтаж видео, дизайн фото и компьютерную графику. Впоследствии отвоевал свое право на обучение в училище. "Трехразовое питание и бесплатное общежитие предоставлялось", - пояснил он. Но обучение закончилось, и Толя оказался на улице. Он попросил пройти с ним по чиновничьим кабинетам и помочь узнать, когда сможет получить гарантированное законом жилье. "Я очень мечтаю! Очень мечтаю иметь свое жилье. Очень, очень. И работу очень хочу. Чтобы я работал", - пояснил он.

Всего в Украине на квартирном учете стоит более 27 тысяч детей-сирот и лишенных родительской опеки. По государственной программе, которая действует последние несколько лет, очередь на жилье приоритетна для детей от 18 до 23 лет. Таких больше всего – почти 16 тысяч. Анатолию не повезло – он уже вырос, ему 24, и несмотря на инвалидность, в государственную программу обеспечения жильем он не попадает. Так говорит начальник отдела по учету и распределению жилой площади городского совета Надежда Кухнюк. Тем, кто подлежал, в прошлом году выдали шесть квартир. Другие 3000 сирот ждут еще с 1980-х годов. "Власть ничего не может предложить", - признаются ее представители.

Дальше оказалось, что Тымчук вообще не стоит на очереди в Житомире, поэтому мы отправились в областную администрацию. Там пояснили, что Анатолий является шестым номером в очереди в селе, в котором родился. "Решение исполкома Смолдыривского сельского совета о включении в список на получение жилья по достижении совершеннолетия", - рассказала заместитель начальника службы по делам детей облгосадминистрации Наталья Пилипчук. В селе это подтвердили, однако заявили, что Тымчук там не прописан, поэтому претендовать на жилье вообще не может. И посоветовали снова обратится в Житомир. Вырисовался замкнутый круг.

Последние семь лет кривая получения жилья сиротами никогда не покрывала и двадцатой части от потребности. В среднем в год выделяют по 600 квартир на всю Украину – такими темпами, если количество сирот не будет расти, полностью покрыть дефицит жилья можно будет где-то за 37 лет. На тот момент Анатолию будет 61 год, поэтому он решил ехать в Киев, искать работу и снимать жилье за деньги. По дороге он рассказывает, что обращался к меценатам и власти, но ответа не дождался. На средства, которые ему дали благотворители, он намерен нанять комнату в частном доме, но там, увидев Анатолия, его выгоняют и не разрешают остаться даже на одну ночь.

В Министерстве социальной политики кивают на местные органы власти – мол, это они не обеспечивают жильем. "У нас есть регионы, которые вообще не выделяют средства для детей-сирот. Есть регионы, где выделена одна квартира", - говорит директор департамента защиты прав детей и усыновления Руслан Колбаса. "Видимо, финансовая составляющая", - предполагает он. Журналисты подсчитали: чтобы обеспечить жильем нынешних сирот, которые стоят в очереди, нужно 8 миллиардов гривен. Сутки проживания в киевском хостеле обходится Анатолию в 150 гривен, а государству не стоят ничего.

Корреспондент ТСН Ольга Василевская

Похожие темы:

Следующая публикация