В Минобразования объяснили, по каким принципам проводят антидискриминационную экспертизу школьных учебников

Методические рекомендации для осуществления экспертизы должны пересмотреть.

В школьных учебниках будут изображать счастливых пенсионеров, детей с инвалидностью среди сверстников и в отдельных случаях писать "родственники" вместо "родителей". Все это – после антидискриминационных экспертиз учебников, которые проводят третий год подряд.

Сами методические рекомендации для осуществления антидискриминационной экспертизы учебников должны проанализировать и пересмотреть педагоги и ученые. Об этом сообщает Министерство образования и науки.

В этих рекомендациях использован эпитет "соловьиный язык" – из-за этого в соцсетях разгорелась дискуссия.

"Это понятие "соловьиный язык" в отношении украинского языка надо использовать, можно и нужно. Это уже поэтическая традиция, которая стала частью нашей культуры. И мне кажется, что если мы говорим о методических рекомендациях, которые были относительно антидискриминационной экспертизы учебников, это как раз ее слабые места, где приведены совершенно нелепые примеры. И именно поэтому я как министр дала поручение вернуть эти методические рекомендации для анализа и доработки", – пояснила министр образования и науки Лилия Гриневич.

Антидискриминационную экспертизу учебников впервые провели в 2016-м. В 2017-м и 2018-м состоялась уже полноценная экспертиза. В МОН заверили, что все, кто выполняют экспертизу, прошли обучение на сертификационной программе, являются кандидатами и докторами наук, которые представляют различные учреждения высшего образования, общественные организации Украины, соответствующими сотрудниками Минобразования.

"Антидискриминационная экспертиза не является гендерной. Она касается противодействия дискриминации по этническому происхождению, дискриминации по возрасту, полу, состоянию здоровья и тому подобное. Мы обнаружили в учебниках очень много недопустимых ситуаций. Например, с одной стороны, если идет речь о человеке с инвалидностью или пожилого возраста, то всегда показан совершенно немощный человек. Это абсолютно отрицает тезис о большой роли в обществе, которую могут играть и люди постарше, и люди с инвалидностью. Более того, когда мы смотрим, как изображен класс детей в учебнике, вы не увидите ребенка с особыми потребностями, например, ребенка на коляске, а мы должны воспитывать у детей чувство достоинства каждого человека. И сейчас для нас приоритетом является инклюзивное образование. Конечно, это касается и дискриминации по полу, когда учебники ориентированы лишь на ограничение роли женщины домохозяйством. Так, женщина остается хранительницей дома, но мы хотим показать через учебники и то, что женщина может выполнять различные профессиональные роли, когда женщина может быть чрезвычайно талантливым ученым, экономистом и работать в целом спектре профессий, которые также доступны для мужчин", – сказала Гриневич.

В отдельных случаях слово "родители" заменят "родственниками" – мол, есть немало детей, которые живут в неполных семьях, иногда родителей вообще нет рядом.

"Антидискриминационная экспертиза никоим образом не подрывает понятие семейных ценностей. Мы выступаем за их сохранность. Мы заинтересованы в том, чтобы ребенок мог жить в полной семье, иметь мать и отца, также иметь общение с другими поколениями. Министерство образования и науки всегда будет стоять на основе тех принципов государственности, которые заложены в Конституции Украины. У нас действительно было замечание антидискриминационной экспертизы к одному из учебников, где в конкретном задании, которое звучало так: "Выполните это задание с родителями", была рекомендация в этом конкретном задании заменить слово "родители" на "родственники". Это не означает, как пишут некоторые участники в Интернете, о том, что надо везде слово "родители" заменить на слово "родственники", – разъяснила министр.

Сейчас три миллиона детей проживают в неполных семьях, а это – почти 40%. Некоторые из них потеряли отца или мать на фронте, есть также ситуации, когда родители уезжают на заработки и дети живут с родственниками. Поэтому цель этой поправки – с большим пониманием относиться к индивидуальной ситуации каждого конкретного ребенка.

Напомним, в этом году в Украине напечатают в три раза больше школьных учебников.

Оставьте свой комментарий