Первый день без анафемы: за что Москва проклинала Филарета

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Все священнодействия Киевского патриархата признаны действительными.

Историческим восстановлением справедливости назвал предстоятель УПЦ-КП Филарет снятие с него Константинопольским патриархатом анафемы, которую объявил Московский патриархат. Некогда митрополит Киевский в составе РПЦ, Филарет в конце 1980-х и начале 1990-х и сам был противником украинской автокефалии, говорится в сюжете ТСН.19:30.

"Это желание внести раскол на нашу каноническую территорию", - характеризовал владыка возвращение в 1989 году и распространение в УССР Украинской автокефальной православной церкви. Однако уже в 1992-м Филарет разорвал отношения с Москвой и объявил об объединении своей митрополии и УАПЦ в единую церковь – УПЦ Киевского патриархата.

ВидеоЗа что Москва проклинала Филарета - историческая справка от ТСН

В 1991 году о создании независимой Украинской Православной церкви заговорил настоятель УПЦ от Москвы - Филарет. За год он разорвет отношения с российской церковью, а в Украине появится свой Киевский патриархат. В Москве его появление не признали, а Филарета назвали раскольником. И того же года отлучили от сана.

За что Москва проклинала Филарета - историческая справка от ТСН

В Москве появление УПЦ-КП не признали, самого Филарета назвали раскольником и в том же году лишили сана. УПЦ Московского патриархата во главе уже с митрополитом Владимиром Сабоданом осталась самой мощной церковной структурой в стране на долгие годы. Не согласилась полностью на объединение и УАПЦ – ее возглавил патриарх Димитрий Ярема. Сам Филарет стал патриархом УПЦ-КП в 1995 году – после смерти своего предшественника Владимира Романюка. Уже в этом звании Филарет узнал о наложенном Москвой анафеме.

Ни Киевский патриархат, ни ее предстоятель российского отлучения от церкви никогда не признавали. После нескольких лет противостояния отношения между различными церковными ветвями в Украине стали относительно спокойными, но после вторжения российских войск в Украину ситуация изменилась – церкви заняли совершенно разные позиции. Независимые УАПЦ и УПЦ-КП признавали войну и агрессию РФ, отправляли на фронт капелланов, молились за украинских воинов. А в Московском патриархате часто называли войну братоубийственной и отказывались чествовать бойцов АТО.

Это стало поводом для новой волны разговоров про единую поместную церковь, но реальные очертания она начала приобретать в последние два года – когда с просьбой предоставить Украине Томос к Вселенскому патриарху обратились церковники, президент и Верховная Рада. Филарет даже писал просьбу простить его и объясниться в Москву – как оказалось, это было частью процедуры снятия анафемы Константинополем, потому что документально подтвердило неготовность и главное нежелание РПЦ прощать и на самом деле решать церковные проблемы в Украине. Чтобы Украина могла получить Томос, независимые украинские церкви должны признать, а их руководителям подтвердить сан. 11 октября в Константинополе на синоде это и сделали.

Корреспондент ТСН Александр Романюк

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции