"Нибулон" показал в реальных условиях работууникального судна, способного углублять скалистое дно Днепра

Работы на "Днепродзержинских воротах" проводили с помощью построенного компанией на собственном судостроительно-судоремонтном заводе судна "Николаевец". 

Лидер аграрного рынка Украины, ведущее судостроительное предприятие и собственник самого крупногои современного частного грузового флота страны компания "Нибулон" провела в реальных условиях экспериментальные работы по углублению скалистого дна на одном из порогов Днепра в районе г. Каменское Днепропетровской области. Работы на "Днепродзержинских воротах" проводили с помощью построенного компанией на собственном судостроительно- судоремонтном заводе судна "Николаевец". 

Нібулон_2

​По словам генерального директора ООО СП "Нибулон", Героя Украины Алексея Вадатурского, судовой ход в районе Каменского – один из наиболее сложных и опасных для судоходства из-за скалистых пород на дне. В советское время их взрывали динамитом, но сегодня такой способ дноуглубления невозможен – на берегу находится меткомбинат, другиесложные производства, хранилища и дамбы. Взрывы могут создать аварийные ситуации на предприятиях, вывести из строя технологические линии. Кроме того, они отрицательно влияют на экологию, в частности на фауну акватории. 

​"Украина взяла на себя обязательства перед ЕС по поддержанию глубины судового хода по водному пути Е-40 от устья Днепра до Киева на уровне 3,65 м. Сегодня глубина составляет 3,2 м. В том числе из-за скалистых пород на дне в районе от Кременчуга до Запорожья, где таких "ворот" разной глубины около 14", - отмечает замглавы госпредприятия "Укрводпуть" Евгений Бачев. Это ГП отвечает за поддержание рабочих глубин судового хода на ключевых реках страны. 

​По словам А.Вадатурского, из-за ненадлежащей глубины"Нибулон" и другие компании - судовладельцы и грузоперевозчики – вынуждены недогружать собственные суда. "Наши суда на 4 тыс. тонн недогружены примерно на 30%, а это существенные убытки при перевозках вниз и вверх по реке, удорожание фрахта. А полностью суда загружаются только ниже всех порогов, за Запорожьем, откуда следуют в сторону Черного моря", – отметил А.Вадатурский. 

​У компании "Укрводпуть", по словам Е. Бачева, нет ни финансирования на работы по дноуглублению, ни собственной техники для этого. "Нибулон" привлекли для проведения экспериментальных работ по дноуглублению скальных пород и расчета их реальной стоимости. 

​Выбор акватории Каменского для этих целей – символичен. Во-первых, это наиболее опасное место на реке – здесь не только скалистое дно, но и поворот судового хода. Во-вторых, именно здесь 10 лет назад, в 2007 году, получив пробоину, снесенный течением сел на мель круизный лайнер "Принцесса Днепра" с более 200-ми немецких пассажиров на борту.

Нібулон_3

​Необходимые десятки разрешений на выполнение дноуглубительных работ по проекту нашей компании мы в тесном сотрудничестве с "Укрводпуть" получали в течение 5 лет, отмечает А. Вадатурский. Вначале планировалось найти нужный для этого земснаряд в Европе или на территории СНГ. Однако в результате было принято решение строить судно самостоятельно на собственном судостроительно-судоремонтном заводе. Стоимость проекта (дноуглубительное судно и 2 самовыгружающиеся шаланды) составила $14 млн, его профинансировал Европейский инвестиционный банк.

​Эксперимент в Каменском позволит проверить технические возможности нового судна и определить реальную стоимость дробления 1 кубического метра скальных пород для объявления тендера компанией "Укрводпуть" на углублениевсех проблемных участков  Днепра. Всего "Нибулон" в рамках эксперимента за собственные средства углубилплощадку шириной 15 и длиной 50 метров, площадью 750 кв м на глубину около 40 см. Территорию в 600 кв. м удалось обработать в течение недели. Всего же выполнить комплекс дноуглубительных работ на всех 14-ти проблемных участках Днепра можно за полгода. И тогда Днепр от низовья до Киева будет иметь паспортные, объявленные Украиной, глубины 3,65м, подсчитал А.Вадатурский.

​"Это уникальное событие, уникальное потому, что первое в Украине судно, построенное из украинского металла, разработанное украинскими конструкторами, на котором трудоустроены украинцы – проводит уникальные работы, которые никогда раньше не проводились на Днепре. Мы говорим: не нужно искать иностранные компании, китайцев, бельгийцев, нидерландцев и других. Мы, украинцы, способны сделать это сами", - подчеркнул А.Вадатурский. 

​Протяжность проблемных участков, где необходимо дробить скальные породы, составляет около 47 км. По оценкам "Укрводпути" и специалистов "Нибулона", со дна нужно поднять 20 тыс. куб. м камня. Дробленную породу отправят на укрепление берегов Днепра вдоль береговой линии г. Каменское и окрестностей. 

​По оценкам А.Вадатурского, проведение дноуглубительных работ уже в ближайшие несколько лет позволит увеличить грузоперевозки по Днепру с сегодняшних 3-4 млн т в год до 10-15 млн, а в среднесрочной перспективе – вкупе с активизацией развития экономики и межгосударственных перевозок – вернуться на лучшие показатели советского периода, когда по реке перевозили до 60 млн т грузов в год. Ранее компания уже провела дноуглубление на Южном Буге за свои средства и в 2018 году планирует довести рабочую глубину фарватера там до 2,4 м, что позволит полноценно загружать работающие на этой реке суда. 

​После определения стоимости дноуглубления и при наличии финансирования "Укрводпуть" планирует объявить тендер на проведение работ на протяжности всего проблемного участка скальных пород. "Нибулон" также планирует принимать участие в этом тендере. "Мы уверены, что сможем предоставить лучшую цену этой услуги, поскольку нам не нужно транспортировать флот из Европы, у нас уже есть собственный самый современный гидромолот, способный работать в условиях быстрого течения и с такими скальными породами. Это не только современный, но и экологически чистый способ дноуглубления", - отметил А. Вадатурский. 

​Впрочем, по его словам, в правительстве пока воспринимают саму идею проведения скального дноуглубления без особого энтузиазма. "Нашим проектом искренне интересуется только Премьер-министр Владимир Гройсман. Он был на нашем предприятии, видел, какие технологии мы планировали применить для строительства этого уникального судна. Он также знает о проведении нами экспериментальных работ и приветствует такую деятельность. Однако в других министерствах, в частности, в Мининфраструктуры, которое должно опекаться такими проектами, никакой поддержки мы не чувствуем, а встречаем лишь противодействие и дажебеспочвенные обвинения в якобы попытках монополизировать Днепр! Как можно объяснить министру, что если дноуглубление будет выполнено "Нибулоном", мы не поставим шлагбаум и не запретим другим субъектам хозяйствования пользоваться рекой. А разве при улучшении экономики фрахтования суда, в т. ч. и иностранные, неактивизируют перевозки на Днепре?", - подчеркнул гендиректор "Нибулона". 

​По его словам, в отличие от исполнительной власти в Украине, правительства других государств живо интересуются возможностью использовать уникальный опыт и возможности "Нибулона" для решения аналогичных Днепру проблем на собственных внутренних реках. В частности, запросы о работе "Николаевца" уже озвучили в правительствах Беларуси, Турции, Египта. "Не верьте министру инфраструктуры, чтосегодня речные перевозки выгоднее железнодорожных. Иначе почему тогда на реке нет других субъектов хозяйствования, если это выгоднее", – отмечает А. Вадатурский.

​Главной же проблемой судовладельцев и грузоперевозчиков является акцизный сбор, самый высокий в мире. Сегодня сбор составляет 139,5 евро за тонну топлива и занимает около 30% его стоимости. В Европе его вообще нет, а в США он вдвое ниже. Вдобавок к этому порты Херсона и Николаева еще и самые дорогие в мире по судозаходам. Более того, законом "О внутреннем водном транспорте" № 2475а, за который так агитирует министр инфраструктуры, планируется еще и введение речного сбора. Поэтому-то и нет речных перевозок на Днепре. 

​Министерство пугает общественность техногенными катастрофами на шлюзах, отсутствием денег на дноуглублениеи т. п. Но при этом лоббирует создание еще одной структуры – Администрации внутреннего водного транспорта. 

​Но в этой ситуации нужны не популизм, а реальные действия: уменьшить на 1 доллар размер портовых сборов в Николаевский и Херсонский порты. Из оставшейся суммы 50 центов направить на решение вопросов инфраструктуры Николаева, Херсона и других городов на Днепре, а 50 центов – на ремонт существующих шлюзов и дноуглубительные работы. И для таких мер совсем не нужен новый закон, достаточно распоряжения КМУ, – отметил гендиректор "Нибулона".

​"Своим конструктивным и аргументированным примероммы подталкиваем министерство к конкретным действиям. При этом, не преследуя корпоративные интересы, мы выступаем за то, чтобы в Украине были десятки таких компаний, как наша. Мы против популизма чиновников. Мы за их конкретные дела", - говорит А. Вадатурский.

​Таким образом, выполнив экспериментальные дноуглубительные работы на Днепре в реальных условиях, "Нибулон" продемонстрировал, что возрождение судоходства на Днепре  - актуальная необходимость, а  существующие проблемы можно успешно и эффективно решить. Более того, развитие речного судоходства позитивно повлияет не только на изменение транспортной карты Украины, но и экономики страны в целом.

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация