Максим Мартынюк рассказал о борьбе с земельной коррупцией в один клик Актуально

Максим Мартынюк рассказал о борьбе с земельной коррупцией в один клик

Преодолеть коррупцию в Госгеокадастре ранее не пытались. Впрочем, многие специалисты признают, что в рамках действующей процедуры остановить это было просто невозможно. Необходимо было поменять саму процедуру, ведь контролировать сотни экспертов по территории всей страны – нереально.

Экстерриториальное согласование проектов землеустройства – проект, который по-прежнему длится и, по мнению экспертов, отказываться от него не планируют, ведь благодаря этому эксперименту удаётся побороть коррупцию. Главное в эксперименте то, что заказчик и исполнитель просто не знают друг друга.

В марте нынешнего года Государственный геодезический кадастр активно подводит итоги уникального для Украины эксперимента, длящегося уже 4 месяца, который призван прекратить действие распространённой коррумпированной схемы в земельной сфере, а именно – в ходе согласования документации по землеустройству.

Как известно, денежно "стимулируются" эксперты многие годы. Основная цель взяток – упрощение и ускорение процесса согласования. Преодолеть коррупцию в Госгеокадастре ранее не пытались. Впрочем, многие специалисты признают, что в рамках действующей процедуры остановить это было просто невозможно. Необходимо было поменять саму процедуру, ведь контролировать сотни экспертов по территории всей страны – нереально.

Важно учитывать особенности земельных отношений, в рамках которых замена эксперта не решает проблему, - отмечает Максим Мартынюк. Именно поэтому было принято решение изменить процедуру, а не поменять специалистов.

В августе 2016 правительством было принято решение о проведении эксперимента по экстерриториальному согласованию проектов землеустройства по отводу земельного участка. Уже через два месяца было всё готово для его реализации. 4 октября прошло первое согласование по протоколу новой методики.

Каким же образом всё происходит?

Вначале землеустроительная организация направляет проект в Госгеокадастр на согласование (учитывается расположение земельного участка). Отправить проект можно онлайн или же в физическом виде через местный земельный орган. Далее – проект отправляется эксперту для утверждения в другую часть страны (выбор эксперта случаен). Клиент не может отслеживать движения проекта и влиять на эксперта. Эксперт также не знает клиента и лишен возможности потребовать "вознаграждение".

За четыре месяца было подано 50 тысяч проектов, из них – 7 тысяч – в онлайн-формате.

Длительность рассмотрения проекта – 5 дней (это максимум).

Ответ отправитель получает в том же формате, в каком был передан запрос – по электронной почте или же в физическом виде в местный земельный орган.

В том случае, если заказчику кажется, что эксперт дал некорректную оценку, возможно обращение в центральный офис, где комиссия ещё раз проанализирует заключение и подтвердит или опровергнет нарушения в ходе утверждения проекта.

Максимальный срок рассмотрения апелляции - 10 дней. Эксперты, замечания которых были признаны необоснованными более трех раз, отстраняются от работы.

Промежуточные результаты работы 

1) Происходит уничтожение местных "монополий", которые были установлены фирмами по управлению земельными ресурсами. В ряде подобных предприятий показатель утверждений составлял 100%, а срок – один день, что объяснялось не профессионализмом, а связью разработчика с должностными лицами местного земельного органа. Теперь, когда проект координируется внешним экспертом, отношения с местными чиновниками не играют никакой роли.

2) Количество повторяющихся возвратов проекта для пересмотра сокращается - ситуация, когда после устранения первых наблюдений эксперт обнаружил еще несколько и так несколько раз. Разрыв этого круга может быть денежным вознаграждением, поэтому неудивительно, что каждый второй проект был "завернут", а в некоторых областях - абсолютное большинство.

3) Теперь 100% проектов рассматриваются в 10-дневный срок, установленный законодательством, 70% проектов - за пять дней. Для сравнения: раньше проект мог "висеть" несколько недель или даже месяцев, пока клиент не "стимулировал" эксперта.

4) Единые подходы и требования к документации по землеустройству по всей стране. Экстерриториальность соглашения полностью устранила исторически сложившиеся региональные требования к проектам. 

5) Исчезновение источника внутренней коррупции, ведь заказчик и эксперт никак не пересекаются, так как не знают друг друга. Данный антикоррупционный эффект сравним лишь с показателями, которые были достигнуты в рамках практики земельных аукционов.

Система земельных отношений скрывает множество схем, которые отрабатывались десятками лет. Единственный способ побороть их – выявлять и ликвидировать одну за другой.

Похожие темы:

Следующая публикация