"Формула Штайнмайера" и "Нет капитуляции": зачем на этот шаг пошли власти и почему украинцы вновь выходят на улицы

"Формула Штайнмайера" и "Нет капитуляции": зачем на этот шаг пошли власти и почему украинцы вновь выходят на улицы

Фото: УНИАН

У Зеленского уверяют, что согласование "формулы Штайнмайера" стало условием для встречи в "нормандском формате".

С плакатами и флагами люди вышли на улицы украинских городов еще во вторник: сразу после заявления президента Зеленского, что "формулу Штайнмайера" согласовано. Целую неделю - публично и в закрытом режиме - все, кто вне переговоров, выясняли: так с чем, собственно, согласился Киев.

Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

Около 10 тысяч человек вышли в воскресенье на Майдан Независимости в Киеве. На вече "Остановим капитуляцию" - митингующие выразили свой протест любым решениям, которые могут привести к поражению в войне с Россией. Люди требовали не допустить сдачи украинских интересов на временно оккупированных территориях. Похожие акции прошли и в Запорожье, Харькове, Ивано-Франковске и во Львове.

Не добавляли спокойствия и признания соратников Зеленского, что не все детали нельзя разглашать - и что начинать переговоры без намека на компромисс - вообще бесполезная вещь.

Без подписания "формулы Штайнмайера" официальному Киеву никак не удавалось вытащить Путина на переговоры в "нормандском формате". И кажется вот он - прогресс. Почему же тогда такие горячие дискуссии, что аж на улицы украинских городов вышли активисты? Тот же самый вопрос навис и над залом украинского парламента. Утро среды в Верховной Раде началось не с привычной регистрации депутатов в зале, а с закрытого совещания лидеров фракций с президентом.

Содержание тайного собрания свелось к обсуждению подписанного накануне письма в Трехсторонней контактной группе в Минске. В этом документе фиксируется текст "формулы Штайнмайера". Она должна установить мир на Донбассе. Но как? Потому что до этой недели было только название и никакой конкретики на бумаге. Поэтому трактовали ее, кто как хотел. На что в конце концов согласилась Украина, Владимир Зеленский пытался объяснить журналистам на брифинге.

"Я хочу отдельно поговорить про самую большую страшилку последних недель под названием "формула Штайнмайера". Это в принципе одно два предложения. Известный в обществе как закон об особом статусе Донбасса начинает на постоянной основе при условии, внимание сейчас очень важно, когда там состоятся выборы, местные выборы проведены согласно конституции Украины и законодательства Украины, а также после публикации ОБСЕ, что выборы прошли по стандартам ОБСЕ и стандартам демократических выборов. Это означает, что никаких выборов под дулом пулеметов не будет и не может быть", - отмечал президент.

Примерно то же самое услышали и депутаты на закрытой встрече. Но допуск к конкретике у всех явно разный.

"Я хочу вас заверить, нет вообще никакого, даже на какой-то там 1%, капитуляции и нарушения интересов Украины. Я не могу говорить вам, к сожалению, потому что есть закрытая часть переговоров, не можем сейчас коммуницировать с обществом", - подчеркнул председатель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия.

Глава фракции "Голос" Сергей Рахманин тоже считает формулу дипломатическим маневром. Главное, что будет дальше.

"Там нет ничего чрезвычайного в самой "формуле Штайнмайера", ничего нет в том, что кто-то дал согласие на то. Непонятно для чего это делается и какие будут дальнейшие действия. Сама "формула Штайнмайера" не является чем-то угрожающим или чем-то победным, это просто набор слов", - отметил он.

Этот набор слов действительно касается только одного пункта Минских договоренностей и касается трех моментов: проведения местных выборов, проверки на соблюдение стандартов ОБСЕ и предоставления особого статуса ОРДЛО. Когда будут выведены оккупационные войска - до или после выборов - в документе ни слова.

Подписание Украиной "формулы Штайнмайера" в России восприняли, как личную победу Кремля и возможность снова сделать стороной переговоров оккупационные администрации. В унисон с Путиным спели и его пропагандисты, вновь заводя песню о федерализации Украины и амнистии боевиков. Главари псевдореспублик расхрабрились и пошли далеко и от Путина, и от Штайнмайера.

"Не ему (Зеленскому – ред.) решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит", - говорится в совместном заявлении главарей так называемых "Л/ДНР".

Кстати, к ним за линией разграничения уже начали готовиться. Там вдруг решили провести перепись населения, прикрываясь формированием бюджета. Однако, в анкетах есть странные вопросы о сроке проживания на территории так называемых республик. Это означает, что уже сейчас боевики пытаются смухлевать с реальным количеством жильцов. Чтобы потом аргументировать его для ОБСЕ и украинского ЦИК. И подбросить в урны лишние бюллетени для голосования в пользу "нужных" кандидатов, как это совсем недавно происходило в России.

Но на самом деле эти махинации разоблачают еще одну деталь, о которой сейчас российская власть и ее приспешники на Донбассе пытаются молчать - голосование полутора миллиона переселенцев, которые явно недолюбливают оккупационные администрации. По идее этот вопрос должен войти в новый закон об особом статусе Донбасса. Однако, его разработка еще впереди.

А уже сейчас по всей Украине прокатилась волна общественных протестов из-за того, что Украина будто подыгрывает агрессору, выполняет требование Кремля и ничего не объясняет обществу. Эти коммуникационные провалы Офис президента пытался исправить в конце недели, когда вышло видеообращение Зеленского. Где он объясняет - подписание "формулы Штайнмайера" - это компромисс, на который пошла украинская власть, чтобы втянуть Россию в "нормандский формат".

"Мы понимаем, что Донбасс - это Украина. И там должен воцариться мир. На украинско-российской границе с нашей стороны, должны быть наши пограничники, должен произойти обмен пленными. А выборы должны состояться по украинскому законодательству с доступом украинских политических сил, украинских СМИ и международных наблюдателей, со всеми внутренне перемещенными лицами. Все это мы будем обсуждать в "нормандском формате", - объяснял он.

Все, что перечислил президент, уверяют в Офисе президента, - и является красными линиями для украинской власти. Это понимают и в Европе. Специальный советник председателя Еврокомиссии по вопросам Украины Эльмар Брок, комментируя подписание "формулы Штайнмайера", заявил, что сначала Украина должна получить контроль над границей, а только потом проводить местные выборы.

Есть ли у власти план до и после встречи в "нормандском формате"? По словам главы МИД Вадим Пристайко, есть и не один. Впрочем, ни один раскрыт не будет. В России однозначно дали понять - за действиями украинской власти внимательно следят. Это стало ясно из заявлений постоянного представителя РФ Лукашевича на заседании постоянного совета ОБСЕ.

"В нынешних условиях "мяч" в значительной степени на стороне Киева, которому предстоит осуществить имплементацию "формулы Ф. В.Штайнмайера" в законодательство Украины. В нынешних условиях не может быть никакого "плана Б", - отметил он.

С подобным требованием о немедленной имплементации в свое законодательное поле Украина встречается не впервые. Именно поэтому у нас существует и до сих пор действует закон о так называемом особом статусе Донбасса. Пятому президенту Петру Порошенко в 2014 году пришлось приложить сверхусилия и отбиваться от обвинений в капитуляции чтобы провести его через парламент. А потом каждый раз продлевать. Так же и с "формулой Штайнмайера".

Тогда в 2014 году Кремль потребовал внести особый статус даже в Конституцию. Банковая словно делала попытку, но на пути все время ставал парламент. Поэтому сошлись на законе, но его действие прекращается в декабре. И Россия это знает. У нынешней Банковой такого аргумента, как непослушный парламент на переговорах не будет. Но есть активное гражданское общество, с которым украинская власть собирается советоваться. Очевидно, что сейчас и в России, и в Украине лидеры пытаются уловить тактику друг друга. Возможно, даже через президента Беларуси Александра Лукашенко, который на этой неделе посетил Украину.

Потому что на самом деле передать информацию Путину о украинском президенте может не только Лукашенко. Протесты внутри страны - это тоже серьезная переговорная позиция Украины в "нормандском формате". Потому что митинги видят не только на Банковой, но и в Кремле. А значит понимают, за спиной Зеленского реальное активное украинское общество. И выдвигать ультиматумы на переговорах президенту Украины нет никакого смысла.

Ирина Прокофьева

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Встреча "нормандской четверки"
Следующая публикация