Дорогое и будет еще дороже: кто и как устанавливает цену на сало и мясо в Украине

Дорогое и будет еще дороже: кто и как устанавливает цену на сало и мясо в Украине

Фото: ТСН.ua

За прошедшие 5 лет потребление свинины в Украине уменьшилось на треть — с 21 до 14 кг.

В Украине сало все больше дорожает вместе со свининой. Свиноводы же сокрушаются, что вынуждены сбывать свою продукцию за бесценок. А в магазинах свинина и сало для покупателей почти втрое дороже цены производителя. Производителям выращивать свиней пока невыгодно, а украинцам покупать красное мясо недешево.

Об этом говорится 21 февраля в сюжете ТСН.Тиждень.

Австриец Томас Бруннер в полях Черкасской области построил современный свинокомплекс. 10 лет назад доходность свиноводства его привлекала. А еще он имел миссию — выращивать в лучшей для животноводства стране свинину без антибиотиков. Но на пути экспорта стала африканская чума свиней (АЧС), обнаружена в Украине. И это сразу ставит крест на всех планах продать украинское мясо за рубежом.

"Она периодически вспыхивает и она полностью делает невозможным украинский экспорт в любую страну", — говорит экономист Олег Пендзин.

Поэтому Бруннер обречен выживать в условиях очень странного украинского рынка. Заблокированные поставки за рубеж заставили Томаса продавать свою суперсвинину в Украине. И едва не по цене себестоимости. И это на фоне бешеного скачка цены на корма, которые вызвал Китай. Они вырезали все поголовье животных, когда обнаружили свиную чумку. Теперь хотят вновь заселить свинофермы, а для этого надо очень много зерна. Как следствие, такие как Бруннер или стискивают зубы, ожидая лучших времен, или закрываются.

Особенность украинского свиноводства — большая его часть выращивается в сельских хлевах.

"Почему это плохо? Потому что когда мы говорим о продукции, выращенной в домохозяйствах населения, во-первых, там никто не считает себестоимости, это не бизнес, это продажа излишков", — объясняет экономист.

Для Василия Минковского из Жашкова это все же бизнес, потому что свиноводством занимается уже давно. И сейчас для него тяжелые времена. Василий еженедельно привозит свои и соседские излишки в Киев. Говорит, что ориентируется на магазинные ценники и спрос.

"Цена формируется от спроса. Если больше за салом идут, не хотят мяса, то сало дороже сейчас мяса", — говорит свиновод.

Но не все покупатели базарного ошейка или сала знают об обратной стороне домашнего производства. Африканская чума не выбирает большой ты производитель или просто держишь одного поросенка. И вот дальнейшие действия селян с больными и погибшими животными пугают. АЧС смертельная для свиней. Зараженное поголовье надо уничтожать, а продукты из него есть нельзя, потому что тогда человек становится носителем вируса. Но злые языки говорят, что частники дорезают больных животных и сбывают через базарные прилавки. Причина банальна — люди не хотят терять деньги, а государственных компенсаций за уничтоженный скот дождаться нереально.

"То есть мы получаем два канала распространения вируса: один через частный сектор через население, которое приобретает животных, а второй через мясо, мясо попадает на нелегальные бойни, затем идет на реализацию в магазины", — говорит исполнительный директор Ассоциации мясной отрасли Николай Бабенко.

"Серые" бойни есть во многих дворах по украинским селам.

Некоторые свиноводы собираются закрываться. Жалуются, что на зерно вынуждены тратить всю прибыль. За живой вес им платят втрое меньше, чем потом потребуют с покупателей. Говорят, много посредников пока мясо дойдет до прилавка.

Новости недели: кто в Украине устанавливает цену на сало и мясо

Новости недели: кто в Украине устанавливает цену на сало и мясо

Анатомия цены

Исполнительный директор Ассоциации мясной отрасли Николай Бабенко пояснил, из чего складывается цена на мясо: "Расходы на доставку животных из свинокомплекса на мясокомбинат, расходы на убой, переработку, опять же транспорт в торговле, наценка перерабатывающего предприятия, наценка торговли и мы получим цену в магазине".

Вилка между закупкой и реализацией называется снабженческо-сбытовой надбавкой. Ее максимальное значение на Западе устанавливает государство. Там, по словам экономиста, она не может превышать 15-20 процентов в зависимости от отрасли.

В Украине у животноводов за живого пятачка платят в среднем по 38 гривен на килограмм. Эта цена не меняется уже три года. Но на прилавках на другие ценники — от 105 гривен за лопатку к почти 160 за вырезку. По статистике, по сравнению с 2017 годом, цены для потребителя поднялись в среднем на треть, а для производителей стоят на месте. Свиноводы обвиняют в таком перекосе ненасытную торговлю.

Однако контролирующие органы никаких спекуляций у ритейла пока не видят.

Ученые же видят корень зла в отсутствии установленной одинаковой для всех участников рынка оптово-сбытовой надбавки. Куда-то же исчезает навар между грабительской закупочной ценой и наглой розничной.

"То есть, когда государство контролирует разницу между ценой производителя и ценой реализации, тогда и потребителю лучше, и производитель четко осознает, что на его трудах никто не зарабатывает в три-четыре раза больше, чем он вложил", — говорит экономист Олег Пендзин.

Пока же: производители терпят, посредники ждут, магазины накручивают цены, а государственные институты не вмешиваются.

За прошедшие 5 лет потребление свинины в Украине уменьшилось на треть — с 21 до 14 кг. В Европе едят в три раза больше.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Viber.

Похожие темы:

Следующая публикация