Черный рынок лекарств для онкобольных: легально в Украине вылечиться невозможно

Черный рынок лекарств для онкобольных: легально в Украине вылечиться невозможно

Фото: ТСН

Протоколы лечения некоторых видов рака предусматривают препараты, которые официально в страну не ввозят.

Пациентам с онкологией в диспансерах Киева, Днепра, Хмельницкого и Винницы продавали контрабандные препараты. СБУ провела обыски и изъяла медикаменты, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Правоохранители рапортуют, что распространению контрабандных медикаментов способствовали врачи, но на самом деле в Украине нет ни одной онкоклиники, которая бы не работала с контрабандными медикаментами. Десятки разновидностей рака можно вылечить только при условии использования конкретных препаратов, но часто они не зарегистрированы в Украине. Поэтому вокруг онкоцентров создана целая система нелегальных поставщиков, которые могут привезти любой препарат. Еще на подходах к онкоцентрам можно найти объявления – стены и столбы буквально увешаны ими, а курьера можно вызвать непосредственно в стационар.

Из-за отсутствия регистрации многочисленных медикаментов, онкоклиники вынуждены работать с "черным рынком"

Из-за отсутствия регистрации многочисленных медикаментов, онкоклиники вынуждены работать с "черным рынком"

Несколько коротких телефонных разговоров, на противоположном конце в ответ на вопрос о сертификаты и документы отвечают: "Есть коробка, в коробке инструкция". Юлю мы встретили в одном из диспансеров. "Все препараты мы покупаем сами", - говорит она. Взрослая онкология – сфера, которая сейчас хуже всего обеспечена медикаментами за государственный счет, только на 30% от потребности. У нее в телефоне список химиопрепаратов, которые могут спасти жизнь ее отца. Два самых дешевых препарата им дают в стационаре, остальное можно достать только на черном рынке. "Расскажу, как это происходит. Непосредственно наш врач дает телефон курьера. Всю химию, которая дорогая, 1200, 1800 привозит сюда курьер, после чего этот же курьер заходит в кабинет к врачу", - говорит Юлия.

Художница Миля Реутова утверждает, что лекарства от курьера – всегда лотерея. Она полтора года в стабильном состоянии, но чтобы побороть опухоль и метастазы в легких, ей был нужен конкретный препарат – 17 курсов по 50 тысяч гривен. На черном рынке он стоил в разы дешевле. "25, 17 тысяч – это смотря какая расфасовка", - говорит она. Но даже отклонение в один градус в температурном режиме хранения ее спасение превращал на яд. "Если ты купишь не то, что надо, на кону моя жизнь – раз. Ты потерял деньги, тебе не хватает купить нормальный препарат – два", - объясняет женщина.

Каналы контрабанды – Турция, Индия, Беларусь, Россия. Там препараты, купленные за бюджетные средства, врачи воруют у своих пациентов и перепродают. Как правило, это оригинальные медикаменты, но ввезенные без растаможки – так называемый чемоданный импорт. Конечно, о правилах хранения в таких условиях речь не идет. Гематолог Евгений Кущевой говорит, что это самое страшное для врачей, когда надо спасать человека срочно, а медикаментов нет. "Отдельный пациент без препаратов – это драма, а не статистика. Это персональная драма. Этот человек умирает, потому что у него нет одного препарата", - говорит он.

Например, для лимфомы Хочкина протокол лечения предусматривает четыре конкретных медикамента, и два из них легально купить в аптеке невозможно. В Минздраве говорят, что это проблема, которая создавалась годами – производители не хотят заходить на украинский рынок из-за коррупции и бюрократии во время регистрации лекарств. Сейчас условия значительно упростили. "Это закон, который позволяет упрощенную регистрацию для лекарств, зарегистрированных в странах ЕС, США, Канаде. Они имеют также упрощенную процедуру регистрации, она длится до 20 дней", - поясняют в министерстве. За последнее время это позволило зарегистрировать несколько препаратов для детской онкологии, но процесс медленный. Поэтому на несчастье онкобольных до сих пор успешно зарабатывает целая система контрабанды медикаментов, которые можно приобрести прямо в больницах. И будет зарабатывать еще долго.

Корреспондент ТСН Ирина Маркевич

Похожие темы:

Следующая публикация