Байкшеринг в действии. Есть ли будущее у велопрокатов в Украине

Байкшеринг в действии. Есть ли будущее у велопрокатов в Украине

Фото: УНИАН

Опыт других европейских городов показывает, что случаев вандализма не избежать.

15 августа в Киеве запустили общественный прокат велосипедов Nextbike. Сейчас в Киеве уже есть 33 площадки для аренды 55 велосипедов в разных уголках города. Разовая получасовая поездка на велосипеде стоит 30 грн, аренда байка на весь день – 300 грн. Все велосипеды оборудованы вшитыми GPS-трекерами, которые фиксируют весь маршрут передвижения транспорта, следовательно, отследить, где именно находится велосипедист, очень просто.

Однако эти меры предосторожности не уберегли байки от вандалов. Первый раскуроченный велосипед жители столицы видели уже после первых суток работы проката, а по данным городских властей за первые 10 дней работы украдено 4 байка. Один из них был найден на столичном рынке электроники. Впоследствие, шквал возмущения вызвали четверо молодых людей, которые поломали велосипед с нового городского велопроката и утопили его в Днепре на Почтовой площади.

Руководитель компании Nextbike Алексей Кушка в комментарии ТСН.ua сообщил, что случаи вандализма и краж в той или иной степени встречаются практически везде. В Германии, по его словам, инциденты случаются реже, в Англии - чаще.

"Вандализм случается во всех странах. Во Франции вообще "total annihilation" [тотальное уничтожение] так сказать. Наша компания была к этому готова", - отметил он.

И действительно, опыт других европейских городов не всегда демонстрирует цивилизованное отношение горожан к таким инициативам, как, например, байкшеринг.

В Лондоне систему велопроката начал внедрять известный поклонник велосипедов Борис Джонсон, будучи еще мэром города. В 2010 году в центре города открылись 400 станций проката и 6 000 велосипедов стали доступны всем желающим в любое время дня и ночи. Проект стоил городу колоссальных денег - 140 млн фунтов стерлингов.

Байки были сделаны из особо прочных материалов и комплектовались устойчивыми к проколам шинами, усиленными тормозами, фонарями, небольшим багажником и даже защитой цепи, что исключает попадание в него штанов. Однако это не помогло избежать регулярной порчи велосипедов и их ремонта: в день на техобслуживание отправлялись до 30 байков, а за первые полгода работы из строя вышло 2/3 велопарка.

Чтобы взять напрокат велосипед, нужна кредитная карточка. За символический фунт стерлинг в день нужно купить электронный ключ доступа. Первые полчаса поездки бесплатны, следующие 30 минут - 1 фунт, далее сумма увеличивается в геометрической прогрессии: два часа стоят 6 фунтов, а целый день проката обойдется примерно в 50 фунтов. Несмотря на то, что электронные ключи помогают следить за временем и избежать воровства, от потерь они не уберегли: за первый год работы было похищено 10 велосипедов.

Внедрение системы велопроката в Париже Vélib' вообще в первые годы существования с треском провалилось. В 2008 году там действовало 450 станций из 20 тыс. велосипедов. Однако 7 800 байков за полтора года работы "исчезли", наверное, их просто-напросто - украли. Еще почти 11 тыс. байков пострадали от вандалов. В день приходилось ремонтировать по 1 500 велосипедов, а хаотично оставленные на улицах города находили по 20 штук в день. В Youtube стали появляться видеоролики, в которых городские велосипеды ужасным образом уничтожались: на них скатывались с лестницы, выполняли трюки в стиле BMX, бросали в реку.

Печальной выглядит статистика пострадавших людей на арендованных велосипедах: за первый год работы три человека погибли, а от водителей автомобилей посыпались жалобы на то, что клиенты Vélib' не придерживаются правил дорожного движения.

Система городского велопроката практически одновременно с Парижем появилась и в Барселоне. В течение первых двух месяцев услугой воспользовались 30 тысяч человек, хотя на тот момент было лишь 15 станций выдачи и 200 велосипедов. Сейчас их количество возросло до 6 тыс. Они располагаются на 420 станциях во всем городе.

Байки в Барселоне специально разработаны для предотвращения вандализма, а также кражи частей и велосипеда в целом. Они ярко-красные и сделаны таким образом, что их легко узнать. Случаи краж и целенаправленного причинения повреждений были и в этом городе, но в угрожающую статистику это не превратилось.

Хотя, что касается ремонта, согласно данным на официальном сайте барселонского проката, в день ремонтируется в среднем по 214 велосипедов. Учитывая то, что в Барселоне велопрокат имел успех, впоследствии здесь появились и электробайки: их можно найти на 41 станции каталонской столицы.

Председатель ассоциации велосипедистов во Львове Орест Олескив рассказал ТСН.ua, что он к велопрокату настроен позитивно и будущее в Украине у этой услуги есть.

В Украине велопрокаты ожидает "бум популярности"

Орест Олескив

"Мы прослеживаем то, что велопрокат ежегодно становится все более популярным и нас вообще ожидает "бум популярности", особенно, если будет активно развиваться инфраструктура. Для Львова здесь важным является внедрение электронного билета, поскольку рассматривается возможность включения велопроката в электронный билет и это будет единая платежная система. Не будет разницы, будете ли вы ехать на трамвае, или вы это расстояние проедете на велосипеде", - отметил он.

Но велопрокаты, по его мнению, будут тем удобнее, чем больше станций будет иметь город. Во Львове их пока хватает. По его словам, нужно достичь около ста станций, чтобы нормально пользоваться велопрокатом.

Олескив также отметил, что на сегодня стоимость аренды велосипеда в Украине выше, чем в некоторых европейских городах. Это является результатом того, что все другие города Европы преимущественно дофинансируют велопрокаты, они компенсируют часть средств на их содержание и власть воспринимает велосипед как полноценный вид общественного транспорта.

Несмотря на то, что в Киеве с начала работы украли уже 7 велобайков (в Харькове, где неделю назад также заработал Nextbike, такие случаи еще не случались), жители столицы в целом положительно восприняли появление велопроката и активно пользуются этой услугой, отмечая, что это удобно и комфортно. В соцсетях отзывы пользователей преимущественно положительные.

Протестировала сегодня систему прокатных велосипедов. Регистрация 2 минуты, велосипеды в наличии, удобные :) Проехалась...

Опубликовано Iryna Stavchuk Среда, 29 августа 2018 г.

С Сергей Зайченко затестили nextbike.kyiv Коротко о поездке: общественные велосипеды это круто! nextbike vs ...

Опубликовано Andrii Kulibaba Пятница, 17 августа 2018 г.

Ожидается, что осенью велопрокат появится еще в двух украинских городах – Виннице и Одессе.

Похожие темы:

Следующая публикация