17-летняя украинка выиграла крупнейшую в мире олимпиаду по немецкому языку и рассказала, как ей это удалось

Школьница также дала советы тем, кто учит иностранные языки.

Выпускница черновицкой гимназии Диана Паневская получила первое место на крупнейшей в мире олимпиаде для тех, кто изучает немецкий как иностранный. Она рассказала DW, как готовилась и какие преимущества дает победа в конкурсе.

Диане Паневской 17 лет. Она с первого класса осваивает немецкий язык в гимназии № 1 имени Шевченко в Черновцах. Девушка трижды побеждала на областных олимпиадах по немецкому языку. Всеукраинский этап конкурса несколько лет не проводился, однако в 2018-м его восстановили. Диана завоевала первое место и право принять участие в финале международной олимпиады (Internationale Deutscholympiade, IDO) в немецком Фрайбурге.

Украину в финале олимпиады представляли впервые. В конце июля Диана Паневська одержала победу среди тех, кто владеет немецким на продвинутом уровне (B2).

DW: Что нужно знать, чтобы войти в финал крупнейшей международной олимпиады по немецкому языку?

Диана Паневская: Чтобы победить на всеукраинском уровне, который дает право принять участие в финале, нужно очень хорошо писать, читать, говорить и воспринимать на слух немецкую речь.

А для финального этапа этого мало. В Германии жюри наблюдало за тем, как мы умеем работать в команде, искать компромиссы, а также нашу креативность. Нас оценивали не только как знатоков языка, а как личностей.

DW: Как вы готовились к олимпиаде?

Диана Паневская: В школе у нас было восемь уроков немецкого в неделю. Этого достаточно, чтобы хорошо знать язык. Но, конечно, я училась и в свободное время. Читала журналы и книги, слушала новости. Писала сочинения, посылала их своей учительнице Романе Фисюк и общалась с ней в школе после уроков - тренировала устную речь.

DW: Какие задания были на финальном этапе?

Диана Паневская: Заданий было три. Первое - индивидуальное: написать сочинение в свободной форме про Фрайбург и смастерить творческий коллаж - что-то вроде стенгазеты. Я писала свой текст в форме письма о студенческой жизни в этом городе. Для подготовки нас водили на экскурсии. Я побывала в местном университете, чтобы собрать материал.

Остальные задачи мы выполняли в группах по четыре человека. Сначала готовили презентацию на тему спорта и делали устный доклад. Моя группа сделала это в форме ток-шоу. А потом должны были за три минуты придумать общую историю и рассказать ее.

Две задачи из трех были командные, хотя на самом деле каждый ребенок боролся за себя.

DW: Как чувствовалось - критерии оценивания были прозрачными?

Диана Паневская: Нам объяснили заранее, на что будет обращать внимание жюри. Они наблюдали за нами с первого же занятия: насколько активно все работают, как общаются в команде, способны ли находить общие решения.

50 процентов оценки жюри выставляло за письменную работу, остальное - за групповые задания. Все участники очень хорошо владели немецким, но кому-то не удавалось искать компромиссы с командой, а кто-то растерялся во время презентации и не мог связать двух слов. Это повлияло на результаты. Сначала критерии оценивания показались мне странными, но сейчас, проанализировав все, я считаю их достаточно прозрачными.

DW: Что показалось самым сложным?

Диана Паневская: Режим дня (смеется - Ред.). Сам конкурс показался мне не таким напряженным, как наши будни. Мы вставали в 6:30 и часто за весь день не было свободной минуты. Посещали занятия, лекции, дискуссии, экскурсии... в то же время на подготовку к каждому заданию у нас было несколько дней. Неожиданно, ведь на этапах олимпиады в Украине мы за один день выполняем четыре вида задач.

DW: Какова была атмосфера? Вы испытывали жесткую конкуренцию?

Диана Паневская: Я ожидала конкуренции, потому что во Фрайбург съехались победители со всего мира. Но когда я перезнакомилась почти со всеми 140 участниками, то поняла, что ни для кого речь не шла о победе любой ценой. Все были приветливы. Мы подружились и поддерживали друг друга.

DW: Какие преимущества дает победа на этой олимпиаде? Можно поступить без экзамена в немецкий вуз или получить стипендию?

Диана Паневская: Таких преимуществ нет. Но если подавать документы для получения стипендии или поступления в немецкий вуз, приемные комиссии обратят внимание на победу в олимпиаде.

Кстати, сразу после церемонии награждения ко мне подошел депутат Бундестага и предложил пройти практику в его офисе. Я очень удивилась и обрадовалась. Надеюсь пройти эту практику, когда стану студенткой.

DW: С какой страной вы связываете свое будущее: Украиной или Германией?

Диана Паневская: С Украиной. Я хочу изучать политическую экономику в Германии, но потом охотно вернусь. Считаю, что у нашей страны есть большой экономический потенциал, чтобы однажды стать не хуже Германии.

DW: Ваш совет тем, кто изучает немецкий язык?

Диана Паневская: Старайтесь как можно чаще использовать новые слова сразу после того, как выучили их. Ведь они быстро забываются. Я делаю так: учу и пишу сочинение, где использую все новое, что узнала.

А еще пользуйтесь немецкими СМИ. Читайте, смотрите, слушайте то, что вас увлекает. Когда учиться интересно, то есть и мотивация заниматься этим постоянно.

DW: С чем вы ассоциируете Германию?

Диана Паневская: С велосипедами (смеется - Ред.). В каждом немецком городе меня поражает количество велосипедистов. Во Фрайбурге их, кажется, больше, чем пешеходов. Шокировало, что пешеходы там должны их пропускать. Но за две недели я почти привыкла к этому.

А еще я считаю немцев приветливыми. Так приятно, когда идешь по улице и тебе улыбаются даже незнакомые люди. Ну и, конечно, пунктуальность. На олимпиаде я это почувствовала: режим дня был расписан поминутно.

Отметим, международную олимпиаду по немецкому языку каждые два года проводят сеть культурных центров Гете-Институт (Goethe Institut) совместно с Международным союзом учителей немецкого языка. Впервые ее провели в 2008 году. В конкурсе принимают участие школьники и школьницы, которые изучают немецкий язык как иностранный. Они соревнуются в трех категориях в соответствии с уровнем владения языком: А2, В1, В2. Победителям в каждой категории вручают золотую, серебряную и бронзовую медали. Отдельно присуждают Fairnesspreis - премию за социальную активность. В 2018 году в финальном этапе IDO приняли участие более 140 молодых людей из 74 стран мира. Возраст участниц и участников - от 14 до 17 лет.

Напомним, украинский школьник Валентин Фречка победил на "Олимпиаде гениев", которая состоялась в США. Он изобрел способ производить бумагу из опавших листьев. Фречка получил золотую медаль, еще двое украинцев - бронзовые, и еще двое заняли четвертые места.

ВидеоНа Всеукраинской олимпиаде по робототехнике придумывали, как прокормить человечество в 21 веке

Продолжались соревнования два дня. Свои разработки здесь представили школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Все изобретения были объединены аграрной темой. Работы должны переносить мнимые овощи и фрукты. Сильнейшими оказались команды из Днепра и Киева. Они смогут представить Украину на Всемирной олимпиаде по робототехнике в Таиланде.

На Всеукраинской олимпиаде по робототехнике придумывали, как прокормить человечество в 21 веке