В Европарламенте провели заседание по ситуации в Азовском море

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Евродепутаты расспросили чиновников ЕС, НАТО и АПУ, как ЕС может помочь Украине решить конфликт с РФ.

Эскалация конфликта в Азовском море привлекает все больше внимания международного сообщества. 22 октября Европарламент планирует на пленарном заседании обсудить ситуацию в Азовском море. Но сначала евродепутаты подкомитета по безопасности и обороне решили подробнее разобраться в ситуации.

Для этого четыре члена подкомитета посетили в сентябре Украину, в частности, побывали в Мариуполе. А в четверг, 11 октября, они пригласили представителей внешнеполитической службы ЕС, НАТО и администрации президента Украины, чтобы разобраться в ситуации и выяснить, как ее можно урегулировать.

Российские проверки - проблема и для судов ЕС

С весны этого года Россия проводит усиленные проверки судов, которые направляются в или из украинских портов в Азовском море. Вместо привычных ранее нескольких часов эти проверки иногда растягиваются до нескольких дней. По данным, которые привел заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев, Россия так проверила уже свыше 200 судов. Большинство из них - под флагами стран ЕС, в частности Германии, Австрии, Болгарии, Греции, Нидерландов, уточнил Елисеев.

Представитель Европейской службы внешних дел Люк Девинь добавил, что под флагами стран ЕС были около 120 судов. Он подчеркнул, что "эти инспекции имеют природу злоупотребления", в частности они существенно увеличили цену перевозки грузов. "Это проблема не только для украинских судов и украинской экономики, а также для кораблей стран ЕС", - отметил Девинь.

А Радослава Стефанова, председатель отдела, который занимается Украиной и Россией в штаб-квартире НАТО, заявила, что Альянс рассматривает "ухудшенную безопасную ситуацию в Азовском море" в контексте безопасности в Черном море и всем регионе. "Это (ситуация в Азовском море. - Ред.) связано с нашей собственной безопасностью", - добавила она.

ВидеоЗахват Азовского моря: военные корабли России в четырех милях от украинских пляжей

Россия сжимает кольцо вокруг Азовского моря. За два месяца в акваторию агрессор доставил 18 военных кораблей. Задержаны десятки украинских судов. Киев призывает ввести санкции в отношении российских портов в Черном море как ответ на задержание Россией судов, идущих в украинские порты.

Захват Азовского моря: военные корабли России в четырех милях от украинских пляжей

Достаточна ли реакция ЕС?

Все члены подкомитета Европарламента по безопасности и обороне, которые брали слово, говорили о поддержке Украины, так же, как и представители НАТО и дипломатической службы ЕС. В то же время между Елисеевым и Девинем произошел спор относительно того, достаточными ли были действия Евросоюза.

По словам Люка Девиня, ЕС отреагировал безотлагательно, осудив возведения Россией Керченского моста к Крыму и добавив летом к санкционному списку шесть компаний, причастных к этому строительству. Елисеев, говоря о сооружении Россией Керченского моста, отметил: "На наш взгляд, реакция ЕС была очень сдержанной". А санкции против шести компаний, по его мнению, - "это же просто ничего".

Этот визит в Брюссель Елисеев использовал, чтобы призвать перейти к конкретным делам на поддержку Украины: "Нам нужны действия, а не слова, - от ЕС и НАТО". Девинь ответил: "Мы уже сделали много". В частности, он напомнил и об уже предоставленной многомиллиардной финансовой помощи, и наибольший вклад в работу ОБСЕ в Украине, и о планах усилить помощь Киеву в сфере кибербезопасности перед выборами следующего года.

В свою очередь, Стефанова напомнила о практической поддержке, которую НАТО оказывает Украине. Среди прочего, это проведение учений, например, "Си бриз-2017", в которых приняли участие военно-морские силы ряда стран НАТО. "Мы очень хотим продолжать конкретную поддержку Украины, для нас это включает ежедневную работу на уровне экспертов как в Украине, так и в НАТО", - отметила она. По словам Стефановой, среди прочего советники альянса помогали создавать институт военно-морских сил в Одессе после того, как туда была перенесена академия из Крыма.

Одновременно евродепутаты согласились в том, что нынешняя эскалация в Азовском море пока не получила достаточного внимания со стороны ни политиков, ни общественности в странах ЕС. "Мое впечатление - пока не было адекватной реакции", - подчеркнула евродепутат от фракции Зеленых Ребекка Хармс.

ВидеоГосдеп США призвал Москву прекратить давление на международные водные перевозки в Азовском море

Российская угроза - в море. Государственный департамент США призвал Москву прекратить давление на международные водные перевозки в Азовском море и Керченском проливе. Спикер Дерджепу Хизер Нойерт заявила - за последние две недели Россия не позволила доплыть до украинских портов не менее 16-ти коммерческим кораблям. В Вашингтоне действия россиян назвали еще одним примером текущей кампании Кремля, направленной на то, чтобы дестабилизировать Украину. И отметили - Россия пренебрегает международными нормами.

Госдеп США призвал Москву прекратить давление на международные водные перевозки в Азовском море

Новые санкции?

Среди действий, которых бы Киев ожидал, Елисеев назвал введение новых санкций. В частности, речь идет о санкциях против российских портов в Азовском море. Основанием для этого, по мнению Елисеева, было бы то, что эти порты используются для нарушения санкций, уже введенных из-за Крыма. "На мой взгляд, санкции должны быть сильнее, и не только против вовлеченных в строительство компаний, но и против компаний, которые используют этот мост", - добавил Елисеев.

Евродепутаты, в частности, Ребекка Хармс и представитель фракции Европейской народной партии Тунне Кэлам, основания для новых санкций видят. Впрочем, Люк Девинь напомнил, что санкции находятся в исключительном ведении государств-членов ЕС: "Я не могу говорить за них". Как известно, для введения санкций требуется согласие всех правительств 28 стран ЕС.

Как поддержать Мариуполь и Бердянск

Елисеев сообщил, что из-за российских действий грузопоток украинских портов на Азовском море сократился на 43 процента. Поэтому он заявил об идее попросить Еврокомиссию запустить отдельную программу поддержки экономического развития Мариуполя и Бердянска.

Председатель подкомитета по безопасности и обороны Анна Фотыга возглавляла сентябрьскую миссию в Украину. По ее словам, "блокада" портов Мариуполя и Бердянска и отсутствие авиационного сообщения "очень опасно для экономического развития всего региона". Напомним, работу аэропорта Мариуполя прекратили в 2014 году из-за соображений безопасности.

Евродепутат от фракции Европейской народной партии Михаэль Галер, который входил в состав миссии в Украине, передал просьбу городской власти Мариуполя возобновить работу аэропорта города. Он напомнил аргумент, что это слишком близко к зоне конфликта. "Мой контраргумент: если есть нечто, повторения чего Путин не допустит, - это сбивание гражданского самолета над Востоком Украины", - убежден Галер. Возобновление работы аэропорта стало бы "огромным толчком для экономического развития там".

Дипломатическим путем

Люк Девинь подчеркнул, что ЕС глубоко обеспокоен милитаризацией Азовского моря, которую осуществляет Россия. Он призвал решать проблему дипломатическим и юридическим путями.

Константин Елисеев заверил, что Киев отдан мирному урегулированию: "Мы не хотим воевать! Мы бы хотели иметь мир - это наш ключевой принцип". В то же время он рассчитывает на сотрудничество со странами НАТО и ЕС в укреплении обороны Украины, в частности, военно-морских сил.

Помочь в урегулировании ситуации в Азовском море могла бы миссия ОБСЕ в Украине - по мнению Елисеева, ей бы стоило распространить мониторинг и на Азовское море и Керченский пролив. Как известно, мандат миссии ОБСЕ распространяется на всю территорию Украины.

ВидеоАзовский прорыв. Украинские корабли прошли через Керченский пролив под Крымским мостом

После того как два украинские корабли "Донбасс" и "Корец" прошли Керченский мост и вошли в акваторию Азовского моря, руководство Военно-морских сил Украины рассказал о препятствиях, которые на протяжении нескольких дней создавали российские силовики. Их суда умышленно приближались на опасно малое расстояние к украинским кораблей.

Азовский прорыв. Украинские корабли прошли через Керченский пролив под Крымским мостом

 

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции