Утечка нефти 30-летней давности продолжает уничтожать мировой океан. Рассказываем, как на жизнь планеты повлияла катастрофа Exxon Valdez

Разрушительные последствия излива нефти прослеживаются и до сих пор.

Тридцать лет назад, 24 марта 1989 года, нефтяной танкер Exxon Valdez врезался риф в трех километрах от Аляски.

На корабль было погружено более 50 миллиов галлонов нефти. В результате столкновения 11 из них попали в море, из-за чего погибли тысячи животных. Последствия этой катастрофы, как и ряда других, что были после нее, не ликвидированы и по сей день.

Что случилось

23 марта 1989 года загруженный более чем 50 тоннами нефти танкер Exxon Valdez отчалил с терминала Валдиз на Аляске. Он направлялся в Лонг-Бич, Калифорния. Путь туда проложили через пролив Принца Вильгельма.

Сперва судном управлял лоцман, однако впоследствии он передал контроль над управлением танкером капитану Джозефу Джефри Хейзелвуду. Вечером накануне трагедии последний решил отклониться от курса на север, чтобы избежать столкновения с айсбергами в проливе возле ледника Колумбия.

В 23:00 капитан передал командование третьему помощнике Грегори Коузинсу и матросу Роберту Кугану. Перед тем, как пойти к собственной каюты, он приказал Коузинсу: "Начать поворачивать в перешеек, как только корабль будет на траверзе острова двумя минутами выше".

Коузинс выполнил приказ и дал рулевому команду вернуть, однако судно не смогло осуществить маневр достаточно быстро и врезалось в Блайт-риф. Это случилось, когда на часах было 28 минут после полуночи.

вилив нафти
Associated Press

Столкновение повредило танкер, в результате чего в воду вылилось 11 миллионов галлонов (около 40 миллионов литров) нефти. В первые дни после трагедии она распостранилась вдоль 1,9 км береговой линии.

Расследование инцидента длилось год. Установили, что причиной стала ошибка в маневрировании. Ее можно было объяснить тем, что Коузинс и Куган заступили на ночную смену сразу после предыдущей, без отдыха.

В ходе расследования также выяснилось, что на корабле, с тех пор как он покинул терминал Валдиз, не работал радар, из-за чего экипаж не смог вовремя заметить препятствие, а капитан судна во время рейса употреблял спиртное.

Отмечалось, что Хейзелвуд также оставил управление кораблем, когда тот проходил опасный регион. За это капитана обвинили в халатности, оштрафовали на 50 тысяч долларов и приговорили к 1000 часов общественной работы.

Саму же компанию Exxon в 1994 году обязали выплатить 287 миллионов долларов компенсации убытков и 5 миллиардов штрафных выплат. Впоследствии представителям организации удалось оспорить решение и уменьшить штрафные выплаты сначала до 2, 5 миллиардов долларов, а впоследствии - к 507, 5 миллионов долларов.

Компания настаивала на том, что причиной экологической трагедии было не преступление, а несчастный случай.

Экологические последствия

Сразу после аварии никто точно не знал, как справиться с загрязнением такого масштаба. Сначала очистить море пытались с помощью диспергентов – веществ, препятствующих осадку. Однако море было слишком спокойным и они не смешивались с нефтью.

Избавиться от нефти пытались также с помощью поджога вещества и механической очистки. Однако, несмотря на все усилия, по данным NOAA, более чем 98 тысяч нефти просочились в почву вдоль берега. В результате трагедии погибли 250 тысяч морских птиц, около 3 тысяч выдр, 300 чаек, 250 орлов, 22 китов и миллионы икринок лосося.

Последствия трагедии прослеживаются и сейчас. Так, Рик Стейнер, что был морским советником Университета Аляски на момент трагедии, в комментарии National Geographic отметил, что полностью очистить океан от нефти невозможно, и последствия подобных катастроф могут длиться в течение десятилетий.

По его словам, даже тридцать лет спустя популяция китов и морских птиц в регионе не восстановилась. Задерживается также рост популяции горбуши.

Недавно проба образцов земли в регионе установила, что вдоль побережья Аляски на глубине 10-20 сантиметров под Землей под слоем из песка, гравия и камней хранится нефть.

В исследовании 2017 года, проведенном Жаклин Мишель, геохимиком, что специализируется на утечках нефти, говорится о том, что такая ситуация может продлиться еще в течение десятков лет.

Не только Exxon Valdez

Несмотря на свои разрушительные последствия, авария Exxon Valdez стала далеко не единственной, что имела пагубное влияние на экологию. На самом деле, в топе худших она занимает лишь 36 строчку. Самая масштабная утечка нефти произошла за два года до Exxon Valdez, в 1967 году. Тогда с танкера Torrey Canyon в море попало 36 миллионов галлонов нефти.

А в 1979 году вблизи побережья Тобаго в Вест-Индии в результате столкновения Atlantic Empress с другим танкером в воду попало 287 тысяч тонн сырой нефти. Для сравнения, Valdez потерял только 37 тысяч тонн.

2000 год ознаменовался инцидентом на государственном нефтеперерабатывающем заводе в Бразилии. Тогда из трубопровода в залив Гуанабара вылилось почти 350 тысяч галлонов сырой нефти. Это разрушило мангровые экосистемы и важные места размножения рыб, птиц и ракообразных.

вилив нафти
Associated Press

Еще одна разрушительная авария случилась 2010 года в Мексиканском заливе. Тогда в результате взрыва на нефтяной буровой площадке Deepwater Horizon погибли 11 рабочих, а в залив за три месяца – с апреля по июль – попало 680 тысяч тонн (примерно 5 миллионов баррелей) нефти из разрушенной скважины. Утечка стоила компании BP 61, 6 миллиарда долларов и в 19 раз превышала ту, что случилась вследствие катастрофы Exxon Valdez.

Сейчас, отмечает Business Insider, удалось убрать лишь 25 % пролитой нефти, а 154 миллионов галлонов вещества до сих пор находятся в океане.

В результате трагедии, говорится в исследовании Center for Biological Diversity, с высокой вероятностью погибли 82 тысячи птиц, более 6 тысяч морских черепах и почти 26 тысяч морских млекопитающих (в частности, дельфинов и кашалотов).

А в январе 2018 года в результате столкновения с другим судном иранский танкер Sanchi разлил свыше 117 тысяч тонн чрезвычайно легковоспламеняющейся и токсичной сырой нефти. Никто из 32 членов экипажа не выжил из-за спровоцированного аварией пожара. Природоохранная организация "Клуб Сьерра" назвала инцидент "худшим за несколько десятилетий".

Другие виды загрязнения

Нефтяное загрязнение является не единственным, что грозит мировым водоемам. Загрязняются они также сточными водами – в Мексиканском заливе их поток создал "мертвую зону" для морской жизни, которая является гипоксичной. Там серьезно не хватает кислорода, из-за чего выжить живым организмам практически невозможно.

Однако одной из наибольших угроз в настоящее время является загрязнение пластиком. Так, в северной части Тихого океана между Гавайями и Калифорнией расположено огромное мусорное пятно.

Оно ежегодно увеличивается и в настоящее время охватывает площадь более 1,6 млн квадратных километров. Мусорное пятно накапливает микрочастицы пластика, которые являются губительными для морских организмов.

Так, недавно, в желудке кита, которого выбросило на побережье Филиппин, обнаружили 40 килограммов пластиковых пакетов. Вошел пластик также и в пищевую цепь человека. В прошлом году ученым удалось обнаружить частицы микропластика в экскрементах 8 добровольцев.

ВидеоЭкологическое бедствие в Запорожье: в лесополосе нашли несколько мертвых птиц

Несколько мертвых грачей и ворон нашли в лесополосе Приазовья. Местные жители обвиняют во всем фермеров. Говорят, перед посевной те используют яд, который уничтожает все живое. Предприниматели свою вину отрицают.  

Экологическое бедствие в Запорожье: в лесополосе нашли несколько мертвых птиц

 

Оставьте свой комментарий