Уровень CO2 в атмосфере достиг невиданной в истории отметки. Что это означает для планеты и здоровья людей

Фото: tsn.ua

Загрязненный воздух не только вызывает глобальное потепление, но и провоцирует различные заболевания у людей.

Концентрация углекислого газа в атмосфере планеты впервые за последние 800 тысяч лет превысила отметку 415 миллионных частиц. Такое загрязнение является неслыханным.

Об этом свидетельствуют данные наблюдений океанографического института Скриппс (Scripps Institution), который ежедневно измеряет уровень углекислого газа на горе Мауна Лоа совместно с учеными из Национального управления по вопросам океана и атмосферы.

Непрерывные измерения количества углекислого газа на горе начались в 1958 году. Тогда концентрация CO2 не превышала 333 ppm (миллионных долей).

Ситуация, что сложилась сейчас, является беспрецедентной. "Это первый случай, когда в атмосфере нашей планеты было зафиксировано свыше 415 ppm CO2. Такого не было, когда 10 тысяч лет было изобретено сельское хозяйство. Такого не было, когда миллионы лет назад появились современные люди", - прокомментировал находку метеоролог Эрик Голтгаус в посте в Twitter.

Увеличение уровня загрязнения

Измерения количества углекислого газа в воздухе на горе Мауна Лоа в 1958 году начал Девин Килин. В честь ученого позже было названо и графу Киллинга – график, описывающий изменения концентрации углекислого газа в воздухе.

Согласно результатам исследований, с марта 1958 года по ноябрь 2018-го количество углекислого газа в воздухе возросло с 333 до 406 ppm. В среднем за год количество СО2 увеличивалось примерно на 2 ppm.

Наибольший "прирост" пришелся на двадцатый век. Если в 1910 году содержание CO2 в атмосфере насчитывало 300 ppm, что уже выше, чем за последние 800 тысяч лет, то за последние сто лет оно увеличилось более чем на 100 миллионных частиц карбон диоксида.

Причиной роста стало увеличение сжигания ископаемых пород и вырубка значительных массивов лесов (в частности, для расширения сельскохозяйственных угодий и городских участков). Вследствие этого естественный цикл охлаждения претерпел изменений – тепло стало скапливаться у поверхности.

Фото: tsn.ua

Это нанесло значительный ущерб экологии планеты – высвобождение в атмосферу CO2 и других парниковых газов уже привело к росту глобальных температур на 1 градус по Цельсию.

В прошлом году ученые предупредили, что если тенденция продолжится, то глобальное потепление в конечном итоге приведет к ряду катаклизмов и составит прямую угрозу как для жизни человека, так и миллионов других организмов, населяющих планету.

Активно поступают в атмосферу планеты и окислы азота, которые также способствуют "парниковому эффекту". Они выделяются в результате любого из ископаемых видов топлива, содержащих азотные соединения.

Угрозу представляют также и фреоны – эти соединения выделяются в результате деятельности человека (в частности, вследствие функционирования холодильников и морозильников). Они повышают уровень ультрафиолетового облучения Земли из космоса и также способствуют парниковому эффекту.

Влияние на здоровье

Однако рост количества соединений-загрязнителей воздуха и влечет угрозу не только экологии, но и здоровью людей. К примеру, в результате неполного сгорания полезных ископаемых выделяется также монооксид углерода СО – токсичный газ, который губительно влияет на сердечно-сосудистую систему человека.

Его вредный для экологии родственник – CO2 – для здоровья вреден только в больших количествах и может вызвать головокружение, тошноту и другие симптомы нехватки кислорода.

Зато такие соединения как ртуть и свинец приводят к отравлению органов и могут вызвать повреждение мозга и даже смерть.

По данным Всемирной организации здравоохранения, загрязненный воздух ежегодно убивает 7 миллионов человек. А по статистике, девять из 10 людей дышат им в опасном для здоровья количестве.

Одна треть от всех смертей от рака легких или сердечно-сосудистых заболеваний случается из-за того, что люди дышали загрязненным воздухом. А около 14% детей в возрасте от 5 до 18 лет страдают из-за него астмой. Ежегодно от вызванных загрязненным воздухом респираторных заболеваний погибают 543 тысячи детей младше 5 лет.

Как отмечается в ВОЗ, грязный воздух повышает риск того, что ребенок при рождении будет иметь низкий вес или родится преждевременно. Вдыхание матерью загрязненного воздуха может привести также к задержке развития мозга зародыша.

Существуют также доказательства того, что он также способен негативно повлиять на здоровье людей, которые болеют диабетом.

Однако негативное влияние загрязненного воздуха не ограничивается физическим здоровьем людей. Он наносит вред также моральному здоровью.

Влияние на когнитивные способности и психику

Ряд исследований доказал, что у людей, которые дышат исполненным химическими соединениями воздухом, возрастает риск проблем с психикой. Они также чаще получают плохие оценки в школе и даже с большей вероятностью прибегают к преступлениям.

Так, в 2011 году Сефи Рот, ученый из Лондонской школы экономики, решил узнать, как именно загрязненный воздух влияет на когнитивные способности.

Он анализировал результаты, полученные учениками одинакового уровня образования за экзамен в разные дни. Место проведения экзамена не менялось. Ежедневно ученые измеряли загрязнения воздуха в регионе – позже они сопоставили его с результатами детей.

Выяснилось, что дети, которые сдавали экзамен тогда, когда воздух был грязнеее, получали худшие оценки, чем их сверстники. Это впоследствии сказалось и на их будущем – они вступили в худшие университеты и зарабатывали значительно меньше даже через 10 лет после эксперимента.

"Поэтому даже когда эффект от загрязнения воздуха является кратковременным, он все равно может иметь долгосрочные последствия", – подчеркнул Рот.

В 2018 году ученый провел еще одно исследование, в рамках которого анализировал влияние загрязненного воздуха на уголовные преступления – в дни, когда загрязнение было большим, количество мелких преступлений как в богатых, так и в бедных районах города возрастало.

Фото: ТСН.ua

А еще одно исследование, проведенное Джексоном Лу, подтвердило, что явление может влиять и на куда более серьезные преступления. Ученые в течение девяти лет собирали данные из более 9 тысяч городов в США и пришли к выводу, что загрязнение воздуха увеличивает вероятность шести категорий преступлений – убийств, изнасилований, ограблений, угонов автомобилей и сексуального насилия.

Возможной причиной феномена ухудшения человеческого поведения на фоне загрязнения является то, что некоторые химические элементы способны повредить структуру мозга и связи между нейронами.

"Дело может быть в том, что определенные загрязнители воздуха повреждают передлобную долю мозга", – отмечает исследовательница из университета Южной Калифорнии Диана Юнан. Ведь именно этот участок отвечает за человеческие импульсы, исполнительные функции организма и самоконтроль.

Влияет загрязнение воздуха также и на психическое здоровье людей. Так, исследование, опубликованное в марте 2019 года, установило, что подростки, которые дышат токсичным и загрязненным воздухом, чаще страдают паранойей и слышат голоса.

Ведущая автор исследования Джоан Ньюбеси из Королевского колледжа Лондона отмечает, что стопроцентно о причинно-следственные связи между этими явлениями говорить рано. Однако результаты подтверждают выводы других работ относительно того, что загрязнение воздуха действительно может вызывать проблемы с психикой.

У человечества есть 12 лет, чтобы остановить глобальное потепление - ученые ООН