"Планета лоббизма" в Берлине: тур по местам влияния на немецкую политику

В Германии производители оружия, автомобилей и алкоголя объединяются с телекомпаниями для создания своего лобби в правительстве.

У Германии одна из самых непрозрачных лоббистских систем в развитом мире, - утверждает неправительственная организация LobbyControl.

В Берлине корреспондент DW присоединился к туру местами лоббизма. Производители оружия стремятся убедиться, что экспортный контроль не является слишком суровым, производители автомобилей заинтересованы в том, чтобы официальные тесты на выбросы были для них легкими и приятными, а пивоварни объединились с телекомпаниями, чтобы объяснить, почему реклама алкоголя должна быть запрещена. Таковы реалии современной политики.

И, хотя их можно было бы назвать аморальным нарушением демократических принципов, лоббизм стал необходимым для жизнеспособной демократии.

"В конце концов, - говорит Себастиан Генниг (Sebastian Hennig) из берлинского офиса неправительственной организации LobbyControl, - политики также зависят от экспертных знаний компаний, чтобы помочь им принимать решения". Вот так осторожно Генниг, бывший помощник депутата Бундестага, начинает свой тур берлинской "Планетой лоббизма" - правительственным кварталом, где, считается, около шести тысяч людей представляют интересы бизнеса, целых секторов промышленности, а иногда - хотя и с гораздо более низкими бюджетами - правозащитные группы.

"Деньги являются важным фактором", - замечает Генниг. Оказывается, в Германии одна из наименее прозрачных лоббистских систем среди развитых стран: здесь нет реестра лоббистов, как в США или на уровне ЕС.

Такие реестры призваны заставить бизнес раскрывать, как и почему они контактируют с законодателями, а также сколько денег они на это тратят. И Германия также имеет пресловутую традицию "вращающиеся двери".

Когда высокопоставленные политики заканчивают свою карьеру, они имеют привычку с молниеносной скоростью получать тепленькое место в крупных корпорациях.

Например, бывший канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schröder) быстро получил должность председателя комитета акционеров Nord Stream, консорциума, который построил и эксплуатирует газопровод "Северный поток".

Больше времени понадобилось бывшему министру обороны Францу Йозефу Юнгу (Franz Josef Jung), который около месяца назад стал членом наблюдательного совета вооруженного гиганта Rheinmetall.

"Проспонсированные" встречи

Около двух десятков человек присоединились к экскурсии Геннига, чтобы узнать, что происходит в высоких кабинетах.

Одни из участников тура - активисты или исследователи с профессиональным интересом, другие - просто граждане, которые хотели узнать больше о том, как работает их правительство.

Кроме того, не обошлось и без туристов, которые до этого уже успели посетить основные достопримечательности Берлина. По дороге Генниг рассказывает тревожные истории.

Например, о дорогом итальянском ресторане Il Punto, в котором Network Media - коммуникационное агентство, принадлежащее Социал-демократической партии Германии (СДПГ), - в прошлом году продавало встречи с политиками по цене до семи тысяч евро за каждую.

(После того, как общественный вещатель ZDF уличил эту практику в телевизионном документальном фильме, Network Media опубликовало заявление, утверждая, что встречи не "продавали", а их "спонсировали".

Мол, одной из задач агентства было "попытаться найти партнеров, которые возьмут на себя расходы за эти встречи"). Другие примеры лоббирования менее коррумпированы на первый взгляд, однако имеют признаки прямого вмешательства.

Тур по лоббистскому Берлину останавливается возле штаб-квартиры Федерации немецких пивоваров (DBB), которая расположена прямо напротив пресс-службы правительства.

Здесь Генниг рассказывает историю о том, как в 2009 году крупные пивоваренные компании создали альянс со спортивными федерациями и телевизионными сетями для лоббирования перед федеральным министром питания, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Ильзе Айгнер (Ilse Aigner), чтобы она не ограничивала рекламу алкоголя на телевидении. Телевизионщики утверждали, что потеря доходов от рекламы пива будет иметь негативное влияние на качество их шоу.

В том же году Федерация немецких пивоваров назвала Айгнер своим "послом пива".

"Вероятно, это не стечение обстоятельств", - делает вывод Генниг.

Формы влияния

Лоббисты также нацелены на общественность.

RWE - одна из крупнейших в Германии энергетических компаний, поставлявшая учебники по всей стране.

Книги для школьников содержали упражнения для восьмиклассников, в которых они должны оценить преимущества переноса целого поселка, чтобы освободить место для новых угольных шахт. Также малоизвестная инициатива New Social Market Economy - аналитический центр, который полностью финансируется Федерацией ассоциаций немецких работодателей в металлургической и электротехнической промышленности (Gesamtmetall), забывает упомянуть, что представляет большие корпорации во время рекламных кампаний по снижению корпоративных налогов и минимальной зарплаты. Неправительственной организации LobbyControl не удается убедить всех, кто принял участие в туре по берлинским местам лоббизма.

Хотя были рассказаны истории тайных сделок между политиками и корпорациями, одна пожилая пара, которая получила экскурсию в подарок, выразила свое недовольство.

"Это все так односторонне, - сказал мужчина, который отказался назвать свое имя. - Они делают так, чтобы это выглядело отрицательным. Лоббирование - это только распространение информации. А что не так с распространением информации? Лоббирование не является злом само по себе. В конце концов, это ответственность тех, кто принимает решения, политиков, какую позицию они займут".

Напомним, ранее международная общественная организация по борьбе с коррупцией Transparency International Украина заявила об устойчивых связях ряда нардепов Верховной Рады с табачными компаниями. По данным организации, парламентарии продвигают выгодные для табачных компаний законодательные инициативы и регулирование, активно критикуют и пренебрегают законопроектами, которые табачным корпорациям не на пользу.

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация