Декларация о независимости Каталонии: что говорит международное право

Право на отделение регион имеет исключительно тогда, когда на это есть согласие обеих сторон, которых это касается.

Парламент Каталонии принял символическую декларацию о независимости от Испании, однако отложил ее вступление в силу. Но для отделения региона нет никаких оснований ни в международном, ни в европейском правовом поле.

Право на самоопределение наций – важный принцип международного права, так же как и защита территориальной целостности самих государств. Впрочем, каталонское движение за независимость ссылается прежде всего на первый из этих принципов, а испанское правительство вместо этого – на второй. Как бы там ни было, а право на отделение международное право не содержит, за исключением случаев, когда на это есть согласие двух сторон, которых это касается, чего в случае Каталонии и близко нет.

Однако возникновение новой страны – не всегда проблематично. Когда в 1992 году чехи отделились от словаков, то это произошло по обоюдному согласию. Так же когда в 1950-е и 1960-е годы много африканских народов провозгласили независимость, то хотя колониальные державы иногда и противились этому, но ООН ориентировалась прежде всего на право на самоопределение как ведущий принцип.

ВидеоНезависимость отложенного действия. Президент Каталонии подписал декларацию о самостоятельности

Эксперт по вопросам международного права профессор Штефан Тальмон (Stefan Talmon), который работает в Бонне, считает, что каталонцы не могут ссылаться на этот принцип. "Право на самоопределение любого народа предполагает, что существует такой народ, который может претендовать на это право. Но, согласно международному праву, часть народа в пределах одного национального государства, даже тогда, когда эта часть имеет определенные присущие только ей черты идентичности, не является народом, что может ссылаться на право на самоопределение", - пояснил профессор в комментарии для Deutschen Welle.

Если бы в Баварии вдруг возникло бы движение за отделение от ФРГ, то ссылаться на право на самоопределение народов баварские сепаратисты не имели бы оснований. Так же, как это было и в случае албанцев Косово, которых трудно назвать отдельным народом с точки зрения международного права. Тем не менее, в 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии. При этом правовой статус края и до сих пор окончательно не определен. Сербия, как и раньше, рассматривает Косово как часть своей территории. Несмотря на то, что в 2010 году Международный суд ООН в Гааге принял решение, согласно с которым объявление независимости Косово не противоречит международному праву, судьи не определили окончательно вопрос статуса. Так же тогда суд подтвердил Резолюцию ООН 1244, которая гарантировала суверенитет и территориальную целостность Союзной Республики Югославии и ее правопреемницы Сербии.

С другой стороны, уже более половины из почти 200 стран-членов ООН признали Косово независимым государством. Но Испания до сих пор этого не сделала. И именно из-за того, что правительство в Мадриде опасается создать прецедент для Каталонии и других регионов, которые хотели бы получить независимость.

Правовое поле

Еще одним, немного другим примером в этом плане можно считать Шотландию. Правовое поле не заставляло правительство Великобритании под руководством тогдашнего премьер-министра Дэвида Кэмерона разрешить проведение референдума о независимости Шотландии. Однако тогда Лондон пошел на это, чтобы политически решить этот вопрос. Результатом стало то, что около 55 процентов шотландцев проголосовали против выхода из состава Соединенного Королевства, в то время как 45 процентов высказались за независимость. Особых изменений в вопросе о независимости Шотландии от Соединенного Королевства не наблюдается даже после того, как большинство шотландцев высказались против выхода Великобритании из состава Европейского Союза – так называемый Brexit – во время плебисцита в июне 2016 года. Об этом однозначно свидетельствуют результаты соцопросов. Поэтому вопрос независимости Шотландии, кажется, по крайней мере пока что решен.

А Каталония? В отличие от диктатуры генерала Франко, сейчас и речи не может быть о каких-то притеснениях и ограничения каталонцев и каталонской культуры. Каталония имеет статус автономии и наделена широкими правами. Поэтому Штефан Тальмон не видит никакого правового основания для каталонского стремления к независимости. "Для независимости Каталонии правовых механизмов нет – как согласно конституции Испании, так и в соответствии с нормами международного права", – объясняет он.

С ним соглашается эксперт из Берлинской экспертной группы SWP Сабине Ридель (Sabine Riedel). В интервью информагентству dpa она так прокомментировала эту ситуацию: "Каталонские сепаратисты намерены создать из своего региона собственное государство. Но, согласно конституции, они не могут так поступить, а кроме того, это противоречит международному праву, ведь регион имеет статус автономии". По мнению эксперта, если сепаратистам удалось бы добиться обособления, то последствия этого были бы просто непредсказуемы. "Если мы будем ставить под сомнение договоры, заключенные государствами, тогда нас ждут конфликты, а может и опять война в Европе", – предостерегает эксперт.

Нынешние государства изменений не желают

И тут дело не только в международном праве. Европейское право также защищает скорее статус-кво. Например, статья 4 Договора о Европейском Союзе подчеркивает, что государства уважают "национальную идентичность" каждого из членов. А сама эта идентичность "выражается в основополагающих политических и конституционных структурах включительно с региональным и местным самоуправлением", отмечается в документе. И сама статья также указывает на важность уважать и "территориальную целостность". Другими словами, разделения не желательны. Причина этого – то, что в ЕС, как и ранее, главными игроками являются страны-члены.

Штефан Тальмон обращает внимание еще на одну особенность: "Международное право определяется существующими государствами. Поэтому международное право является очень устойчивым к изменениям именно в области территориальной целостности. Никто не будет пилить сук, на котором сидит". По мнению эксперта, если бы государства позволили бы отделения от себя определенных территорий или отдельных групп населения "на основании субъективных чувств относительно идентичности", то в скором времени в мире было бы уже не около 200, а 300, а может, и 400 государств.

Несмотря на это "министр иностранных дел" Каталонии Рауль Ромева считает, что ЕС может "развиваться". Ведь это, по его мнению, – "прагматичный и динамичный проект. Он приспосабливается к реальности". Однако сейчас складывается совсем другое впечатление. Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер уже предупредил на всякий случай: "Каталония не смогла бы за день стать членом Европейского Союза просто в результате голосования". Поэтому, по его словам, Каталонии снова придется пройти от самого начала путь к членству в ЕС, то же самое касается возврата к общей европейской валюте – евро – и общего европейского внутреннего рынка. Ведь все это каталонцы потеряют с выходом из состава Испании. В то же время достаточно лишь одного голоса страны-члена ЕС во время подачи Каталонией заявки на членство в сообществе, чтобы помешать этому. А правительство в Мадриде это сделает при любых обстоятельствах. Возможно, что к нему в этом вопросе присоединятся и другие члены ЕС, которые опасаются сепаратистских настроений в себя. Поэтому шансов у каталонских сепаратистов – с точки зрения правовых и политических аспектов – не много.

сепаратистські настрої у ЄС, Європі
ТСН.ua

Оставьте свой комментарий

Аватар
Оставьте свой комментарий

Комментарии к посту

Последние Первые Популярные Всего комментариев: