Что предшествовало, как все происходило и почему произошла трагедия: главные тексты о катастрофе самолета МАУ в Иране

Что предшествовало, как все происходило и почему произошла трагедия: главные тексты о катастрофе самолета МАУ в Иране

Фото: ТСН.ua

Украина не исключает возможного ракетного обстрела со стороны иранцев.

Утром 8 января в столице Ирана Тегеране разбился украинский пассажирский самолет авиакомпании МАУ, который выполнял рейс "Тегеран-Киев". На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, никто не выжил. Все 9 членов экипажа, а также 2 пассажира были гражданами Украины. СНБО опубликовал список погибших. Известно, что на рейс зарегистрировались 169 пассажиров, впрочем, двое людей так и не сели на борт самолета.

О причинах авиакатастрофы точной информации до сих пор нет. Сначала украинское посольство в Иране сообщило, что исключает версию теракта, в Иране рассказали о неисправности двигателя. Однако через некоторое время дипломаты свое сообщение удалили, а многочисленные украинские и зарубежные эксперты сообщали, что по любой технической ошибке, авария бы не приобрела таких масштабов, а пилоты могли развернуть и посадить самолет.

Поздно вечером 9 января ряд ведущих американских СМИ, а затем и лидеры США, Британии и Канады почти в унисон сообщили о том, что украинский самолет был сбит иранской ракетой. Эту информацию они получили от собственных разведывательных служб. В Украине отметили, что эта версия не исключается, однако пока не подтверждается.

ТСН.ua собрал все главные тексты об авиакатастрофе МАУ.

Адский день в Иране

Сутки накануне катастрофы в Иране выдались весьма неспокойными – от жертв на похоронах Сулеймани до обстрела американских военных баз. После убийства генерала Сулеймани тысячи иранцев вышли на улицы, чтобы попрощаться с ним. Но самая большая церемония состоялась 7 января. Однако в давке во время церемонии прощания погибли по меньшей мере 56 иранцев.

В день похорон генерала парламент Ирана признал Министерство обороны США "террористической организацией", а всех работников Пентагона и причастных к убийству Касема Сулеймани – террористами. Позже этого дня Иран провел обстрел двух баз США в Ираке - авиабазы близ Айн аль-Асад и инфраструктуры неподалеку от Эрбиля. Всего за несколько часов после обстрелов под Тегераном разбился украинский пассажирский самолет.

Подробнее о том, что произошло в Иране накануне катастрофы, читайте по ссылке.

Все, что нужно знать о катастрофе

Авария произошла около 4:30 утра по киевскому времени. Самолет рейса PS752 сообщением Тегеран-Киев взлетел из Международного аэропорта Имама Хомейни. Всего через несколько минут после взлета очевидцы сняли, как самолет загорелся, резко начал терять высоту и разбился.

По предварительному отчету иранского Управления гражданской авиации, члены экипажа не обращались за помощью через связь с диспетчером. Также сообщается, что экипаж пытался вернуть самолет в аэропорт, когда тот начал падать.

Все, что известно о катастрофе и возможных причинах, читайте по ссылке.

Главное об авиакатастрофе в одной инфографике

На борту самолета находилось 176 человек – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Ни один из них не выжил. Среди погибших были граждане Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, Великобритании и Германии.

Сам самолет был относительно новым – Boeing 737-800 авиакомпания МАУ получила в 2016 году прямо с завода. По словам представителей компаний, последний техосмотр прошел 6 января 2020 года.

Главные детали авиакатастрофы смотрите в нашей инфографике.

Фото: ТСН.ua

Невезение украинской авиации в Иране

Падение самолета МАУ уже не первая в истории авиакатастрофа в Иране, связанная с Украиной. В начале 2000-х украинские и российские специалисты активно сотрудничали с Ираном в авиационной отрасли. В частности, иранские специалисты работали над созданием пассажирских самолетов – модификаций Ан-140. В Иране их строили под названием IrAn-140.

23 декабря 2002 года утром из аэропорта "Харьков-Северный" в Иран вылетели 39 представителей украинских и российских авиационных предприятий. Около 13:45 рейс совершил дозаправку в аэропорту Трабзона, Турция, и отправился в иранский аэропорт Исхафан. На подлете к аэропорту самолет разбился в горах, все, кто был на борту, погибли.

Также в Иране произошло несколько катастроф украинских самолетов Ан-140, которые изготавливал Иран, в частности и один пассажирский самолет. После этого их использование они прекратили.

Подробнее о связанных с Украиной авиакатастрофах в Иране читайте по ссылке.

Первый отчет иранских следователей

Управление гражданской авиации Ирана утром 9 января обнародовало предварительный отчет расследования авиакатастрофы рейса PS752 авиакомпании МАУ. В своем отчете иранские следователи рассказывают о свидетельствах очевидцев, неожиданном изменении траектории самолета, пожаре в воздухе, а также уверяют, что будут сотрудничать со всеми странами для установления причин авиакатастрофы.

В отчете отмечается, что очевидцы на земле и экипаж другого самолета видели, как судно МАУ горело в воздухе. По словам главы Управления гражданской авиации Ирана Али Абедзаде, пассажирский самолет набрал высоту в 8000 футов (2,43 километра), а после этого данные о нем исчезли со всех радаров. Также авиадиспетчеры не получили никаких сообщений от пилотов о проблемах на борту. Как рассказали свидетели, самолет был охвачен огнем в полете, а после этого он врезался в землю и взорвался.

Все детали предварительного отчета об авиакатастрофе от иранских следователей читайте по ссылке.

Все видео, которые зафиксировали аварию украинского самолета

Момент авиакатастрофы украинского лайнера авиакомпании МАУ, который летел рейсом "Тегеран-Киев", но утром 8 января у него предположительно попала ракета, зафиксировали камеры видеонаблюдения, автомобильные видеорегистраторы и свидетели происшествия.

Одно из таких видео удалось полностью идентифицировать расследователям из Bellingcat и The New York Times, которые в конце концов высказали предположение, что украинский самолет действительно могли сбить иранской ракетой.

Все видео с катастрофой украинского лайнера смотрите по ссылке.

Публикации американских СМИ о сбитии лайнера иранской ракетой

Вечером в четверг, 9 января, сразу несколько ведущих американских изданий и телеканалов сообщили о том, что Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины" был ошибочно сбит Ираном сразу после взлета из аэропорта Тегерана. Первым о том, что рейс "Тегеран-Киев" был ошибочно сбит иранскими военными, сообщил журнал Newsweek. Эту информацию изданию на условиях анонимности подтвердили три источника: представитель Пентагона, высокопоставленный сотрудник разведки США и сотрудник иракской разведки.

Практически сразу после этого издания аналогичный материал на своем сайте опубликовал телеканал CBS News. Неназванный источник сообщил журналисту CBS Крису ван Кливу, что в самолет МАУ ошибочно были выпущены две ракеты.

Далее это стали подтверждать источники CNN, The New York Times и The Wall Street Journal. Главное из материалов американских СМИ читайте по ссылке.

Главные заявления иностранных лидеров о сбитии самолета

Вечером 9 января ряд ведущих американских СМИ сообщил со ссылкой на собственные источники, что самолет рейса PS752 авиакомпании МАУ был случайно сбит иранскими комплексами ПВО. Через некоторое время почти синхронно об этом заявили премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент США Дональд Трамп и британский премьер Борис Джонсон. Все они уверяют, что есть веские доказательства полагать, что украинский самолет был сбит.

В Иране всячески опровергают эту информацию, называя это ложью и "психологической операцией" США. В свою очередь, Украина просит страны-партнеры предоставить доказательства, которые могут свидетельствовать о сбитии самолета.

Главные заявления иностранных лидеров, как на это отреагировала Украина и что в свое оправдание говорит Иран, читайте по ссылке.

Мировые катастрофы гражданских самолетов, которые сбивали с помощью оружия

Катастрофа Boeing 737-800 Иране не единственная, когда пассажирский самолет был сбит сознательно или ошибочно. История знает еще как минимум семь случаев, когда причиной трагедии становился не человеческий фактор, не ошибка пилотов и погодные условия.

Самой известной является авиакатастрофа малазийского рейса MH17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Все пассажиры и члены экипажа — всего 298 человек — погибли. Самолет был сбит ракетой ЗРК "Бук" с оккупированной территории Донецкой области. Туда этот комплекс попал из России.

Пассажирские самолеты в свое время сбивали американские, советские и израильские военные. В свое время ситуация со сбитием гражданского лайнера Ту-154М авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс 1812 Тель-Авив-Новосибирск, коснулась и Украины. В сбитии самолета над Черным морем обвинили украинских военных. Тогдашняя власть признала вину и выплатила компенсации, однако через некоторое время отказалась от этого. О самых громких в истории случаях и деталаях сбития гражданских самолетов военными читайте по ссылке.

Что известно о ракетном комплексе, которым могли сбить самолет МАУ

По данным американских СМИ, в пассажирский рейс МАУ могли попасть две ракеты от российского ЗРК "Тор-М1", которые были в свое время проданы Ирану. Зенитно-ракетный комплекс "Тор-М1" является модификацией стандартного комплекса "Тор", который был разработан и начал выпускаться в Советском Союзе в начале 1980-х годов. В мире такими машинами владеют в основном армии постсоветских стран, а также союзников России. Больше всего их у России и Китая, около 30 "Торов" есть на вооружении Ирана.

Этот ЗРК был создан для поражения военных самолетов и крылатых ракет. Обычно, оператор установки сначала ловит цель на радаре и затем осуществляет запуск ракеты. В то же время, "Тор" имеет и автоматический режим работы, во время которого ЗРК сам ловит цель и стреляет.

Подробнее о зенитно-ракетном комплексе "Тор" и его боевых возможностях читайте по ссылке.

Одесские пилоты-инструкторы пытались воссоздать, что произошло с самолетом МАУ над Ираном

Одесские пилоты-инструкторы пытались воссоздать, что произошло с самолетом МАУ над Ираном

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Аварии и ДТП
Следующая публикация