Изменилось буквально все: за что теперь отвечает местная власть и как будут делить полномочия советы районов и общин

Изменилось буквально все: за что теперь отвечает местная власть и как будут делить полномочия советы районов и общин

Фото: УНИАН

ТСН решила выяснить, что теперь граждане могут требовать от руководителей территориальных общин.

Местные выборы в Украине стали финальным этапом нового территориального деления страны. Изменилось буквально все: появились новые общины, перекроили границы районов и появились новые ответственные.

Об этом говорится 1 ноября в сюжете ТСН.Тиждень.

Это фактически, как взять и переехать из общежития, где все было общим, а следовательно — ничьим, где деньги, которые платили за коммуналку, оседали неизвестно где, в новую квартиру. Где теперь сами должны заботиться о: трубах, порядке в доме, покупке новой мебели для ребенка, домашней аптечке и библиотеке. Или нанять для этого некоего управдома.

Именно это украинцы и сделали на прошлой неделе. Наняли себе руководителей территориальных общин, районных и областных депутатов. И хотя подсчет голосов еще продолжается, ТСН решила выяснить, что теперь граждане могут с них требовать.

Областные, районные или советы общин, которых выбрали украинцы 25 октября, на повседневную жизнь граждан будут влиять гораздо больше, чем парламент или президент. Это влияние различно. И здесь над всеми нависла серьезная угроза. Это можно понять на примере города Буча Киевской области. Он уникальный. Когда-то небольшой поселок стал городом областного значения, затем центром территориальной общины, а теперь вообще центром новосозданного района. Но до сих пор ни местные жители, ни даже власти не могут представить, как разграничить полномочия, а значит - кому принадлежат деньги.

"Какие полномочия будут у районных советов, пожалуй, и законодатели точно не знают. А районный совет — это не будет раздутая модель, к которой мы привыкли, анализируя районное устройство, штат,", — говорит глава Бучанской территориальной общины Анатолий Федорук.

Действующий мэр Бучи объясняет, что все теперь решают общины. Это называется базовый уровень услуг — образование, медицина, ЖКХ, благоустройство, земельные вопросы и местный транспорт. Поэтому роль депутатов общины и исполкома сильно возросла. Ведь теперь в местных бюджетах появились деньги, причем огромные.

Раньше все было устроено так:

  • из общего государственного бюджета деньги просеивались через сито областных и районных советов;
  • больше доставалось, в основном, лояльным мэрам или партиям, которые представляли большинство в областных советах. На местах это приводило к тому, что стратегически важные объекты замораживали.

Теперь все изменилось. Из общего кошелька — деньги на образование и медицину напрямую идут к общинам. И общины из своей "песочницы" никому ничего не отдают. Все местные налоги забирают себе и направляют на важные для общества объекты. Поэтому депутаты общины должны хорошо подумать, куда направить эти ресурсы, чтобы их захотели избрать на следующих выборах.

Местная власть: что украинцы могут требовать от руководителей территориальных общин

Местная власть: что украинцы могут требовать от руководителей территориальных общин

Станут ли при этом богаче села, которые вошли в общины? Для этого придумали специальную должность — старост. Именно староста является представителем села в исполкоме общины. Он следит за благоустройством, к нему можно обратиться за необходимыми справами. В случае проблемы в селе именно он должен заставить депутатов узнать о проблемах и выделить на их решение деньги. Но его никто не выбирает. Он даже жить может в другом месте.

Что касается районных советов, то их не убрали из Конституции, то есть фактически закрепили за депутатами места во власти. Им отведена историческая миссия. Исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобажан утверждает, что районные депутаты — это некие транзитеры: "Мы называем их органами транзитного типа. Работы у них будет вот столько. Не будет привычной работы, которая у них была - ни за что не отвечать и сидеть. Єтому селу дам, этому селу не дам. И потом приехали перерезали ленту — ооо, какие молодцы. Нет! У них будет немного другая работа".

Эта другая работа — это добровольно и без скандалов передать имущество, кадровый ресурс и бюджетные учреждения общинам. Должны уложиться в первые год-два каденции. А дальше это — субрегиональный развитие, поиск совместных проектов, совместных инвестиций. Это задача, которую ранее районный депутат не выполнял.

Но даже эта работа у райсоветов лишь гипотетическая. Ведь закона, который определял бы их зону ответственности, нет. Если до конца ноября закон о райсоветах не примут, то добровольное самоуничтожение райсоветов может превратиться в скандалы, коррупцию и судебную волокиту, говорит мэр Бучи. Для жителей общин такой хаос означает холодные батареи, задержку зарплат, непроезжие дороги и сплошную путаницу с ответственными.

Похожие темы:

Следующая публикация