Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
Автокефалия Украинской церкви не означает раскола православия - священник РПЦ

Архимандрит Кирилл рассказал об источниках и последствиях автокефалии.

Константинопольский патриархат сделал существенный шаг навстречу украинской автокефалии, по сути, восстановив Киевскую митрополию, которая подчинялась ему до 1686 года. Также он отменил церковные наказания, наложенные Русской православной церковью (РПЦ) на патриарха Филарета и других архиереев Украинской православной церкви Киевского патриархата. Если говорить светским языком, было введено внешнее управление украинской церковью.

Но это не раскол, считает архимандрит Кирилл (Говорун), священник РПЦ, который хоть и руководил в 2008-2009 годах отделом внешних связей Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), но поддерживает автокефалию. Сейчас он преподает теологию в университете Лойола-Меримаунт в Лос-Анджелесе.

В тот момент, когда в Стамбуле на заседании Синода Вселенского патриархата решалась судьба независимой украинской церкви, отец Кирилл разговаривал с Жанной Немцовой об истоках этого движения и о последствиях для общества.

ВидеоУчастники синода решили продолжать процедуру предоставления автокефалии УПЦ

Синод длился три дня. Его участники решили продолжать процедуру предоставления автокефалии украинской церкви. Для этого Вселенский патриархат отменил аннексию в 17 веке Киевской митрополии Московским патриархатом. Недействительным признали анафему, наложенную русской церковью на - как там считают - "раскольников": руководителей церкви Киевского патриархата Филарета и автокефальной церкви Макария.

Участники синода решили продолжать процедуру предоставления автокефалии УПЦ

Жанна Немцова: В 2014 году вы были тесно связаны с Русской православной церковью, в 2008-2009 годах руководили отделом внешних связей УПЦ МП. Теперь вы активный сторонник автокефалии украинской церкви. Что изменилось?

Архимандрит Кирилл (Говорун): Изменилась ситуация в целом: началась российская агрессия против Украины. Автокефальному движению уже более ста лет, и сейчас оно перешло в активную фазу, потому что аннексия Крыма, а затем и война в Украине стали катализатором. Попытки делались и раньше. Например, в 2008 году, я в это время возглавлял отдел внешних церковных связей УПЦ Московского патриархата и по должности должен заниматься этими вопросами.

Вы были сторонником автокефалии и тогда?

Я бы определил это другими терминами. Я был сторонником решения украинского церковного вопроса. Его главная проблема - это наличие раскола. Огромное число людей ходит в церковь, но эта церковь не является легитимной.

Я вам могу сказать, что в 2008 году я видел другое решение - создание на основе Украинской православной церкви в единстве с Московским патриархатом площадки, который мог бы объединить все церковные группы в Украине. Но эта площадка должна быть достаточно широкой и соответствовать развитию общества, которое происходило. 2008 год - это четыре года после "оранжевой революции", когда в обществе уже сформировались определенные публичные запросы.

Сейчас ситуация такая, что, с одной стороны, в обществе еще больше созрела необходимость иметь независимую церковь, но УПЦ вместо того чтобы расширяться, очень сильно сузилась. Образовался вакуум, который сейчас активно заполняет Константинопольский патриархат. А Русская православная церковь фактически самоустранилось.

Была встреча патриарха Кирилла с Вселенским патриархом Варфоломеем, где патриарх Кирилл сказал: "Давайте пока вы не будете предоставлять автокефалию Украинской церкви. Давайте начнем диалог". То есть то, что вы пытались сделать в 2008-2009 годах. Патриарх Варфоломей ответил, что пора действовать.

К аргументу о диалоге прибегали тогда, когда необходимо было нейтрализовать вмешательство Константинополя в украинский вопрос. Любая попытка начать по-настоящему реальный диалог, а не его симуляцию, приводила к резкому сопротивлению.

Моя личная история такова: в 2009 году, когда я был в Киеве и занимался этими вопросами, мы инициировали создание комиссии, которая начала бы обсуждать возможность начала диалога. Это был очень осторожный шаг. Через три дня после того, как мы объявили о своих намерениях, я узнал из интернета, что меня перевели в Москву. Было очевидно, что в этом диалоге заинтересованности не было. Я думаю, что ее нет и сейчас.

Автокефалия - это, во многом, политический вопрос?

Это церковно-политический вопрос. У этого вопроса есть очень сильный политический компонент, который используют политики, как, например, президент Украины. Вопрос об автокефалии возник в связи с тем, что возник недостаток понимания того, что происходит в Украине. Украинская православная церковь, к сожалению, отказалась признавать войну в Украине и просто закрывает глаза на агрессию. В мае я был на линии фронта, я видел эту реальность. Это действительно война. Почти каждый день убивают людей, снайперы обстреливают улицы, где живут люди. А если брать Русскую православную церковь, то она отказывается, как мы увидели сейчас, признавать в целом реальность Украины. Оказалось, что Вселенский патриархат наиболее адекватно воспринимает реалии в Украине.

Вселенский патриархат - абсолютный сторонник независимости украинской церкви. Таким образом, раскол в православном мире неизбежен?

Думаю, раскола не будет. Его используют больше как риторический прием, чем как реальный сценарий. Уже сейчас поместные церкви заявили о том, что они не имеют намерений поддерживать разрыв отношений ни с Москвой, ни с Константинополем. Это еще не является расколом, это является разрывом отношений. Вот есть тарелка, в которой трещина, но тарелка сама не развалилась и эту трещину можно закрыть.

Вы упомянули, что президент Украины Петр Порошенко использует автокефалию в своих политических целях, и это будет, безусловно, политическая победа нынешнего президента Украины. Некоторые эксперты предупреждают, что это может усилить националистические настроения в стране. Насколько обоснованы эти прогнозы?

Тезис об украинском национализме используется часто для того, чтобы скомпрометировать Украину как государство и те процессы, запущенные в украинском обществе и "оранжевой революцией", и Революцией достоинства. Это были не националистические революции, а гражданские. Безусловно, сейчас есть определенный рост националистических настроений, обусловленный тем, что идет война. Но заметьте, что даже без войны в парламенты европейских стран массово выбираются националистические партии. В Украине нет ни одной националистической партии в парламенте - они не преодолели барьер. Не думаю, что процесс автокефалии является показателем националистических настроений. Это форма защиты Украины от внешней агрессии, где церковь, к сожалению, взяла на себя роль участника агрессии.

Вот есть еще такой важный вопрос - имущественный. Под контролем Московского патриархата находится огромное количество приходов в Украине, несколько лавр. Как все это будет решаться?

С точки зрения закона, значительная часть имущества, которым пользуется церковь, формально принадлежит различным государственным структурам. Если говорить об исполнении закона, то нужно менять тех, кто пользуется собственностью. Но я считаю, что в нынешней ситуации это спровоцирует конфликт, в котором наиболее заинтересована Россия. Подыгрывать этой заинтересованности будет не просто неправильно, но и преступно.

Думаю, что это понимают, а поэтому звучат заявления украинских чиновников, что никакого передела имущества не будет. Я считаю, что это очень правильная позиция. Государство не должно решать за человека или за общину, к какой юрисдикции им принадлежать. Единственное, что должно защищать украинское государство как демократическое, это самостоятельный выбор человека или общины. Это будет по-европейски, демократично.

ВидеоЦерковный раскол. Какие последствия для РПЦ будет иметь разрыв связей с Константинополем

Последствия церковного разрыва. Отныне российские клирики не будут участвовать в совместных литургиях с иерархами и священниками Вселенского патриархата. А верующие РПЦ не смогут причащаться и молиться в его храмах, в том числе и на греческом Афоне. А вот благодатный огонь, который на Пасху привозят из Иерусалима, в русские храмы, скорее всего, будет прибывать и дальше, потому что его дает не Константинополь, а Иерусалимский патриарх.

Церковный раскол. Какие последствия для РПЦ будет иметь разрыв связей с Константинополем

 

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции