Впервые медики уничтожили ВИЧ во всем геноме мышей: как это удалось и какую надежду прорыв дает людям

Исследователи хотят протестировать новую методику на людях уже в следующем году.

Американским медикам впервые удалось полностью удалить ВИЧ из генома лабораторных мышей. Новый способ не имел стопроцентного успеха, но все равно удивил исследователей – некоторые научные журналы даже отказывались верить результатам.

Об этом пишет DailyMail.

На сегодня лишь двое людей излечились от ВИЧ. У обоих был рак крови, из-за чего им провели рискованную операцию по трансплантации костного мозга. Она и "убила" вместе обе болезни. Впрочем, ни у кого другого техника трансплантации не сработала, а иногда имела летальный финал.

Сейчас ВИЧ-позитивным людям приходится всю жизнь принимать специальные лекарства, блокирующие встраивание вирусного генома в ДНК клетки и его копирование. И хотя уже есть чрезвычайно эффективные разработки, такая антиретровирусная терапия не уничтожает вирус, ведь через несколько недель после прекращения приема препарата скрытые остатки ВИЧ в организме снова начинают размножаться.

Теперь команда исследователей, которую возглавил специалист по ВИЧ Говард Гендельман и специалист по редактированию генов Камель Халили, представила беспрецендентные плоды своей пятилетней работы. Они предложили двухэтапную стратегию борьбы с вирусом - использование "медленного" антиретровирусного препарата LASER ART, который "загоняет вирус в тупик, за которым следует применение так называемых молекулярных ножниц CRISPR / Cas9 – эта система редактирования генов "добивает" ВИЧ.

"ВИЧ очень умен, ибо он встраивает свой генетический код в клетки, которые в случае активации могут создавать еще больше вирусов, поэтому необходимы методы как для уничтожения активных вирусов, так и для уничтожения генетического кода ВИЧ в инфицированных клетках", - пояснил Гендельман.

Тогда как обычные антиретровирусные препараты растворяются сразу в крови, препарат LASER ART имеет оболочку, что позволяет высвобождаться гораздо медленнее, а также проходить сквозь мембраны клеток и попадать в места, где "прячется ВИЧ". Систему же CRISPR / Cas9 уже пытались "нацелить" на ВИЧ, впрочем это оказалось неуспешным – вирус распространялся слишком быстро.

Поэтому исследователи решили совместить оба метода. Сначала они тоже не давали успехов, но в конце концов сработали – сочетание лекарств и генетического редактирования полностью уничтожили ВИЧ в организме двух из семи мышей.

Сначала исследователи не поверили результатам исследований, и думали, что с техникой или расчетами что-то было не так. Когда же они все проверили, пришлось убеждать научное сообщество – научные журналы отказывались печатать результаты их работы.

Но во время повторного эксперимента уже двое из шести животных удалось вылечить окончательно, во время третьего – четырех из десяти. В конце концов работу опубликовали в журнале Nature Communications.

Взволнованные исследователи отмечают, что хотя это еще не полноценные лекарства, они подтверждают эффективность самой концепции сочетания двух методик и дают большую надежду человечеству.

"Это показывает, что ВИЧ можно вылечить", - говорит Гендельман. Он добавляет, что остается открытым вопрос, будет методика эффективна для людей. Вскоре новую методику опробуют на макаках, а уже в 2020 планируют привлечь людей.

Напомним, в Украине по-новому будут лечить больных ВИЧ. К тому же, само лечение будет бесплатное пожизненно. Детали новых стандартов лечения рассказало Министерство здравоохранения.