В 75 раз ярче обычного. Черная дыра в центре нашей галактики внезапно вспыхнула, и никто не знает почему

Астрономы до конца не могут разобраться, что заставило объект так светиться.

Сверхмассивная черная дыра, которая находится в центре нашей галактики, резко вспыхнула ярким светом, превышающим обычное свое состоянии 75 раз. Необъяснимое космическое явление ученые зафиксировали в ночь на 13 мая 2019.

Астроном Туан До и его коллеги наблюдали за объектом Стрелец А* – сверхмассивной черной дырой в центре Млечного Пути – с помощью телескопа Кека на вершине горы Мауна-Кеа (Гавайи).

Всего за два часа они стали свидетелями того, как черная дыра стала в 75 раз ярче в ближнем инфракрасном диапазоне светового спектра.

"Яркость Sgr A* все время меняется, становясь все ярче и тусклее на шкале от минут до нескольких часов – в основном она мерцает как свеча", – описал До наблюдения.

Это является самым крупным событием за более чем 130 случаев наблюдений. Препринт статьи, посвященной наблюдательной ученых, доступен на сайте arXiv.org. Астрономы пока не могут точно сказать, почему это произошло.

Предполагается, что повышенная яркость Стрельца А* связана с увеличением тепла аккреции вещества на черную дыру – это могло быть вызвано возмущениями, созданными звездой S2, которая в июле прошлого года сблизилась с черной дырой на расстояние 17 световых часов.

Другая версия связана с влиянием газопылевого облака G2, которое сблизилось с черной дырой в конце 2013 года. Однако, зафиксированный характер изменения потока излучения от Стрельца А* отличается от ранее накопленных данных.

Ожидается, что разобраться в причинах расхождений астрономам помогут наблюдения за Стрельцом А* при помощи космических телескопов "Спитцер", "Свифт", "Чандра" и системы радиотелескопов ALMA, которые были проведены этим летом. Исследователи отмечают, что для черной дыры нужно обновить статистические модели.

"Возможно, черная дыра просыпается – мы многое еще не знаем на данный момент, поэтому нам нужно больше данных, чтобы понять, является ли то, что мы наблюдали, грандиозным открытием в области черных дыр, или это кратковременное явление", – сказал До.

Стрелец A* (Sgr A*) в 4,2 миллиона раз массивнее Солнца и находится на расстоянии около 26 тысяч световых лет от него. Хоть свет не может выходить за ее пределы, астрономы могут наблюдать взаимодействие дыры с яркими звездами или окружающими ее пылевыми облаками.

Это ближайшая к нам черная дыра такого рода, что делает ее одним из самых интересных астрофизических объектов для наблюдений – они ведутся уже более 20 лет. Благодаря наблюдениям мы знаем, что Sgr A* окружена аккреционным диском из горячего газа.

ВидеоУченым впервые в истории удалось сфотографировать ореол света вокруг черной дыры

Открытие, которое может изменить наше представление о Вселенной. Ученым впервые в истории удалось сфотографировать ореол света вокруг черной дыры. Это фото наглядно подтверждает теорию относительности Альберта Эйнштейна. О потрясающие результаты исследования - в сюжете.