Ученые зафиксировали загадочный радиосигнал из космоса - он повторяется каждые 16 суток. Что известно о явлении

Фото: NASA

Источник сигнала расположен на расстоянии 500 млн световых лет от Земли. Однако что именно посылает этот сигнал - доподлинно неизвестно.

Ученые впервые зафиксировали регулярно повторяющийся быстрый радиоимпульс из космоса. Он происходит от единого источника, расположенного на расстоянии полумиллиарда световых лет от Земли, и повторяется каждые 16 суток.

Об этом говорится в исследовании Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment (CHIME) Collaboration, опубликованном в arXiv. Чем объясняется феномен и что о нем известно - читайте в материале ТСН.ua.

Загадочный сигнал

Быстрые радиоимпульсы уже длительное время привлекают к себе внимание ученых. Они являются одной из крупнейших необъяснимых научных тайн. По своей природе быстрые радиоактивные импульсы (FRB) является вспышками излучения в радиочастотном спектре, которые продолжаются как минимум в течение нескольких миллисекунд, однако могут дать столько же энергии, сколько могли бы содержать сотни миллионов Солнц.

Они вспыхивают в космосе без какой-либо систематичности и причины. Большинство из них - только один раз. Лишь некоторые быстрые радиоимпульсы вспыхивают повторно, однако обычно с произвольной периодичностью, из-за чего исследовать их достаточно сложно.

Однако в прошлом году международная группа ученых CHIME сообщила о том, что ей удалось зафиксировать 8 повторяющихся сигналов. За всю историю подобных сигналов было лишь 10 (всего ученые зафиксировали более 150 быстрых радиоимпульсов). Одним из них был FRB 180916.J0158+65. На первый взгляд он ничем не отличался от других, однако чем больше ученые наблюдали за ним, тем заметнее была систематичность.

Ученые изучали явление на протяжении 409 суток (от сентября 2018 до октября 2019 года) с помощью радиотелескопа и выяснили, что быстрый радиоактивный импульс повторялся каждые 16,35 суток по одной и той же схеме – в течение четырех дней происходила одна или два вспышки ежечасно.

За этим следовало 12 дней тишины. Впоследствии все начиналось заново. Что именно порождает сигнал, пока неизвестно. Однако ученые надеются, что выявление периодичности импульсов даст больше информации об их источнике.

"Выявление периодичности 16,35 суток в повторяющемся источнике может быть важным для выяснения природы сигнала", - отметили исследователи в труде.

Примечательно, что в космосе другими объектами, которые демонстрируют периодичность, являются звезды и черные дыры. Период в 16,35 суток может быть орбитальным – это означает, что источник сигнала находится лицом к Земле лишь на определенном участке орбиты.

Ученым также удалось установить, где именно располагается вероятный источник импульсов. Скорее всего, это на окраине спиральной галактики, расположенной на расстоянии 500 миллионов световых лет от Земли, в звездоформирующем регионе.

Источник сигнала

В работе исследователи рассматривают возможные причины феномена – в частности, орбитальное движение звезды или предмета, что является спутником на окраинах галактики. Авторы другой работы, что консультировались с исследователями, которые обнаружили закономерность, предполагают, что источником сигнала может быть нейтронная звезда или бинарные системы типа OB.

Взаимодействие между этими двумя элементами и ветром, производимый звездой OB, может стать причиной повторяющихся импульсов. Согласно этому сценарию, нейтронная звезда излучала бы радиовспышки, но эти сигналы периодически "пропадали" бы  из-за завесы ветров ее огромного компаньона.

Понимание этих радиоимпульсов может помочь ученым изучить больше о самой Вселенная. Чем больше источников импульсов удастся установить, тем лучше ученые смогут использовать сигналы для понимания распределения вещества Вселенной.

Исследователи считают, что будущие наблюдения могут помочь им определить, имеют ли другие повторяющиеся быстрые взрывы систематичность. Таким образом, они будут знать, есть ли такая периодичность исключением или привычным поведением.

Другие необычные космические феномены

Однако загадочные радиоимпульсы является далеко не единственной тайной, которую сейчас пытаются раскрыть астрономы. Так, в прошлом году, в ночь на 13 мая 2019 года, ученые зафиксировали странное явление – в центре нашей галактики ярким светом внезапно вспыхнула сверхмассивная черная дыра. Ее яркость увеличилась в 75 раз.

Гипотетически, причиной увеличения яркости черной дыры, также известной как Стрелец А, может быть поглощение ею все большего количества материи. Однако почему это происходит – доподлинно неизвестно.

В январе 2019 года астрономы также зафиксировали в космосе самый яркий поток света в истории. Он был образован сверхмощным сплеском гамма-излучения в удаленной от Земли на миллионы лет галактике и содержал в 100 миллионов раз больше энергии, чем свет, который видит человеческий глаз. Причиной подобных всплесков обычно является столкновение нейтронных звезд или сверхновых – события, вследствие которых небесные тела исчерпывают все свое топливо и в конечном итоге становятся черными дырами.

В течение последних исследований было обнаружено и огромную черную дыру – ее размеры являются настолько аномальными, что ее просто не должно было существовать. "Монстр" получил название LB-1 и расположен на расстоянии в 15 тысяч световых лет от Земли.

Компания Space X запустила ракету Falcon с 60 спутниками на борту