Ученые нашли способ определять точную причину рака по уникальному "почерку" мутаций

Исследователи составили каталог мутаций.

Британские исследователи смогли определять точную причину любой онкологической болезни по ДНК раковых клеток.

Об этом работу опубликованную в журнале Cell, сообщает ВВС.

Медики и ранее имели общее представление о том, что может привести к раку, но относительно причин заболевания каждого отдельного пациента можно было только делать предположения.

Так, например, человеку с раком легких нельзя было сказать наверняка – возникло ли заболевание из-за курения, от жизни в сильно загазованном районе или от вдыхания вредных веществ на рабочем месте.

Теперь исследователи Кембриджского университета и Королевского колледжа Лондона создали каталог уникальных мутаций ДНК - по ним и можно определить, в результате каких внешних факторов развилась почти любая конкретная опухоль – как-вот от загрязненного воздуха или контакта с пестицидами.

Журналисты уже назвали перечень раковых маркеров "черными ящиками" опухоли, сами же ученые сравнивают это с отпечатками пальцев.

"В будущем наш каталог позволит врачам точно определять, какое именно вещество привело к возникновению рака, а эта информация может оказаться бесценной, поскольку позволит принять меры, чтобы оградить других людей от воздействия потенциально опасных канцерогенов", - объясняет одна из авторов исследования Серена Ник-Занай.

Как отмечается, наша ДНК – длинная цепь, состоящая из определенной последовательности молекул – нуклеотидов. Всего их четыре, а в биологии их принято обозначать латинскими буквами A, C, G и T.

Иногда эта последовательность нарушается – например, А превращается в G. Такую мутацию может вызвать целый ряд факторов, в том числе внешних - солнечное излучение, воздействием химических веществ в табачном дыме и тому подобное.

Клетки размножаются путем деления, и при этом каждая воспроизводит точную копию своей ДНК - вместе с заложенными в ней ошибками. Со временем таких ошибок собирается все больше и это может привести к неконтролируемому росту клеток, то есть развития опухоли.

Раньше определить этот толчок было очень сложно, но теперь у исследователей есть возможность быстро полностью сканировать геном человека – это дает возможность найти в раковых клетках все мутации и обнаружить своеобразный "почерк опухоли", то есть повторяющиеся признаки, характерные конкретного внешнего фактора.

Чтобы составить каталог, исследователи взяли здоровые стволовые клетки, подвергли их воздействию 79 известных канцерогенов и изучили изменения ДНК в каждой из них.

Как оказалось, по меньшей мере 41 из этих химических веществ несложно распознать по "почерку" мутаций в опухоли - он уникальный.

"Фактически это позволяет нам рассматривать каждую опухоль как место преступления - и, как следователи могут за вещественными доказательствами выйти на преступников, так и мы можем определить, что именно привело к развитию опухоли", - говорит Серена Ник-Занай.

Следующая задача исследователей – дополнить и расширить созданный каталог. Также они планируют проанализировать роль одновременного влияния сразу нескольких факторов.

Напомним, украинцы на фоне других болезней больше всего боятся рака из-за высокой стоимости лечения. Ежегодно в стране выявляют 140 тысяч новых случаев заболевания онкологические болезни.

ВидеоУкраинские онкологи и ИТ-специалисты разработали программу, которая помогает определить онкодиагноз

Авторы приложения надеются, что программа поможет уменьшить количество врачебных ошибок в Украине. Исследования показывают, что например в Америке с ее развитой медициной, в онкологии 20% ложных диагнозов. В Украине намного больше. Как работает программа, узнавала ТСН. Помочь героине Алене Мусиенко можно по реквизитам Приватбанка: 5168 7422 2826 3160.