Испаряется металл: самая горячая планета удивила ученых сумасшедшим рекордом

Температура на Кельте-9b составляет 4 000°С, а атмосфера содержит пары железа и титана.

Американские ученые зафиксировали рекордную температуру на Кельте-9b, которая является самой горячей из всех известных планет. В будущем использованные здесь методы исследования могут быть задействованы для обнаружения форм жизни в других местах Вселенной.

Наблюдения исследователей лишь дополнили ранее известные экстремальные условия, обнаруженные на планетах, которые находятся далеко за пределами Солнечной системы, сообщает The Guardian.

Кевин Хенг, профессор Бернского университета и соавтор последней работы, сказал: "Температура настолько сумасшедшая, что, хоть это планета, она имеет атмосферу звезды". Главный урок здесь заключается в том, что мы не можем просто, как раньше, смотреть на Солнечную систему. Здесь действительно происходят странные вещи".

Планета, названная Kelt-9b, была открыта в прошлом году американцами. Она находится на расстоянии около 650 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Чрезвычайно горячая планета примерно в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, а сама звезда также вдвое горячее, чем солнце. В результате, температура на Кельте-9b достигает 4000°С на горячей стороне. Это больше, чем у многих звезд, но меньше температуры самой звезды, Солнца (6000°С).

Благодаря своей близости к звезде, планета делает круг по орбите каждые 36 часов, не вращаясь вокруг своей оси. Это означает, что постоянное дневное время с одной стороны и ночь на другой создают экстремальные колебания температуры. Тем не менее, температура ночной стороны, вероятно, составляет около 2000°С.

Детальные измерения орбиты свидетельствуют о том, что планета является газообразной, преимущественно из водорода, возможно, с небольшим твердым ядром. Последние наблюдения, опубликованные в Nature, первыми раскрывают состав атмосферы планеты.

Команда использовала Национальный телескоп Galileo в Ла-Пальме, что на Канарских островах, чтобы наблюдать планету именно так, как она двигалась перед ее звездой. Выявляя крохотную долю света звезды, которая фильтрует атмосферу планеты, астрономы смогли обнаружить компоненты в атмосфере и показали, что они содержат пары железа и титана. Это первый раз, когда металлы были обнаружены на планетах за пределами Солнечной системы.

В будущем те же методы могут быть использованы для обнаружения форм жизни в других местах Вселенной.

"Неважно, попробуем ли мы выявить титан, кислород или какую-то удивительную молекулу, что свидетельствует о жизни, - сказал Хенг. - Эти горячие планеты являются испытательной площадкой для приемов, которые мы будем использовать, когда в ближайшие годы появятся действительно интересные планеты".

Напомним, ранее ученые обнаружили дыру в атмосфере Земли, которую могло спровоцировать потепление.