Громкий скандал в науке: китайский ученый втайне модифицировал гены детей и может пойти под суд

Фото: скриншот с видео

От него открестились клиника, университет и коллеги.

В понедельник, 26 ноября, китайский профессор Хэ Цзянькуй шокировал научное сообщество, заявив, что ему впервые удалось отредактировать геном человеческого зародыша и рожденные в результате девочки-близнецы обладают врожденным иммунитетом к заражению ВИЧ.

Об этом сообщает ВВС.

Впрочем, никаких доказательств своих слов профессор не предоставил. Эксперимент не был описан ни в одном научном журнале, где его могли бы изучить другие эксперты-генетики, а самих новорожденных близнецов, если они существуют, и их родителей публике не представили, поскольку "семья пожелала сохранить анонимность и не желает общаться с журналистами".

Китайские власти, ученые и медики официально заявили, что не имеют никакого отношения к скандальному эксперименту с рождения генетически модифицированных детей. Научное сообщество опубликовало открытое письмо, в котором категорически осудило его работу. От генетика открестились университет и клиника, в которых он работал.

Как заявляет профессор Цзянькуй, он изменил ДНК эмбрионов, чтобы они не заразились ВИЧ. Он утверждает, что ему удалось уничтожить ген CCR5 и сделать иммунитет девочек устойчивым к вирусу иммунодефицита.

Девушки-близнецы, известные как "Лулу" и "Нана", родились нормальными и здоровыми, говорит ученый. В планах – наблюдать за близнецами в течение следующих 18 лет. Хе Цзянькуй рассказал, что на участие в эксперименте по модификации генома эмбрионов подписались пары, состоящие из ВИЧ-положительных отцов и ВИЧ-отрицательных матерей. Он добавил, что сначала финансировал эксперимент сам.

Технология генетического редактирования CRISPR была открыта в 2012 году. Ее суть – в использовании "молекулярных ножниц" для смены нити ДНК, с которой ненужные участки или удаляются, или заменяются другими. Именно эту технологию использовал китайский ученый.

Редактирование генов теоретически может помочь избежать наследственных заболеваний с помощью удаления или изменения генов в ДНК. Подобные эксперименты сейчас проводят на взрослых, однако во многих странах генетические манипуляции с эмбрионами законодательно запрещены. Противники подобных экспериментов считают, что изменение генома эмбриона может нанести вред следующим поколениям и вызывать непредсказуемые мутации. И хотя в Китае похожая практика не запрещена, там уже начали расследование после сообщений о рождении в стране младенцев с измененными генами.

Напомним, ученый из Соединенных Штатов Дэн Карлсон научился "переписывать" генетический код животных, чтобы совершенствовать вывод крупного рогатого скота и другого домашнего скота. Однако вокруг изменения генетического кода животных еще ведется много споров. Во-первых, некоторые организации по защите животных негативно относятся к такой практике, считая это экспериментами над животными. К тому же речь идет о безопасности людей, которые будут есть мясо или пить молоко от животных с измененными генами.

Карта памяти человека: что мы знаем о ДНК сегодня