Пока киевляне пишут гневные посты в социальных сетях по поводу нового здания Театра на Подоле, расположившегося на Андреевском спуске, мы решили вспомнить о строениях, которые критиковали после их появления, но со временем не только признали и приняли, но и сочли символами городов и целых стран.
Эйфелева башня
Самый известный пример того, как современники не принимали строения, ставшие впоследствии любимыми и знаменитыми, – Эйфелева башня в Париже.Это сегодня она входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, ее считают чудом конструкторской мысли и называют "железной дамой Парижа" и символом французской столицы, а в 1889 году парижане и гости города были настроены по отношению к новой достопримечательности далеко не так благостно. Они были уверены, что башня уродует архитектурный облик города, и называли ее "нефтяной вышкой" – и это еще самое безобидное прозвище, которое ей дали. Деятели культуры, среди которых были Эмиль Золя, Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан, даже подписали петицию, призывающую протестовать против возведения "бесполезной и безобразной башни Эйфеля".
Саграда Фамилия
Один из самых знаменитых в истории долгостроев – собор Саграда Фамилия, он же Храм Святого Семейства в Барселоне – строится уже больше ста лет: первые работы по его возведению были начаты в 1882 году, а закончить его строительство планируют в 2026 году. И все это время детище знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди подвергалось – и подвергается – жесткой критике. Причем свое негативное отношение к собору высказывали не только простые барселонцы, но и знаменитости – так, Джордж Оруэлл назвал его "самым идиотическим зданием в мире", а Пабло Пикассо сказал, что "Гауди и его собор могут идти к черту". Страсти утихли только после того, как в 2011 году католическая церковь причислила архитектора к лику святых.
Оперный театр в Сиднее
Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО является и Сиднейский оперный театр, о котором в момент строительства простые австралийцы говорили, что это морское чудовище, которое "вылезло на берег и сдохло", а архитектор Фрэнк Ллойд Райт назвал его "капризом". Возможно, всему виной тот факт, что вместо обещанных четырех лет театр возводили долгих четырнадцать, и оно обошлось казне не в обещанных семь, а в сто два миллиона долларов?
Парижская опера
Парижская опера тоже поначалу не пришлась по вкусу парижанам – они критиковали его за эклектику, присущую стилю боз-ар. Говорят, увидев здание впервые, жена Наполеона III императрица Евгения безмерно удивилась: "В каком стиле построен этот театр?" "В стиле Наполеона III, мадам", – ответил ей тогда еще малоизвестный архитектор Шарль Гарнье. Композитор Клод Дебюсси пошел еще дальше, заявив, что Парижская опера снаружи напоминает вокзал, а изнутри – турецкие бани.
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя, построенный при Николае I архитектором Константином Тоном и взорванным большевиками 5 декабря 1931 года, москвичи не жаловали изначально – они называли его "грибом", "самоваром" и "чернильницей". Горожане считали, что на берегу Москвы-реки он смотрится нелепо, и не смогли простить царю того, что ради строительства храма он приказал снести Алексеевский стародевичий монастырь. Если верить легенде, его настоятельница прокляла строительство, сказав: "Чтоб сему месту пусто было!" Ее предсказание сбылось – на месте храма в советское время построили бассейн "Москва". В 90-е года Храм Христа Спасителя восстановили, но город он и на этот раз не украсил.
Киевские новостройки
Театр на Подоле – далеко не первое строение, вызвавшее возмущение киевлян. Так, здание Центрального загса на проспекте Победы называли бермудским треугольником и говорили, что оно похоже на колхозный рынок – по сравнению с монстром из стекла и бетона, появившемся рядом, сегодня выглядит как минимум безобидно, а как максимум – симпатично. А сколько копий было сломано при обсуждении появления на Софиевской площади отеля Hyatt, о котором все уже давно забыли. О монументе Родине-матери, перекрывшем своим ростом все купола Киево-Печерской Лавры, и говорить не приходится – иначе как "бабой, что над Днепром стоит" горожане ее и не называли, как, впрочем, и о новоделе, появившемся на месте исторических развалин Золотых ворот. Есть здания, никоим образом не вписывающиеся в городской архитектурный ансамбль, и на самом Подоле – так, коробка кинотеатра "Жовтень" плохо вписывается в дореволюционную застройку этого района Киева.
Мила Королева
Читайте также: ИСТОРИЯ МИРОВОГО ВАНДАЛИЗМА:12 РАЗРУШЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ