Палочка Коха vs человечество: убьет ли нас туберкулез

24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.

По мнению ученых, микобактерии туберкулеза существовали задолго до появления на Земле человека. Такой вывод помогла сделать морская рептилия возрастом 245 миллионов лет, скелет которой нашли в Польше – ее кости были поражены туберкулезом.

Как же этот древний микроб, который открыл 24 марта 1882 года немецкий микробиолог Ричард Кох, стал одним из главных врагов человечества и виден ли конец этой войны?

Туберкулез окутан множеством мифов и легенд: от чахотки, от которой так романтично умирали в викторианскую эпоху (помните выражение "чахоточный блеск в глазах"?), до болезни бомжей и маргиналов в наше время.

Туберкулез был окутан таким флером романтизма, что Чарлз Байрон мечтал умереть от чахотки.

Человечество на протяжении всей своей истории боролось с этой коварной болезнью.

По свидетельствам археологов, кости мумий Древнего Египта были поражены туберкулезом. Скорее всего, палочка Коха перебралась к европейцам от домашних животных, с которыми человек с доисторических времен жил бок о бок. Из-за естественного отбора у европейской популяции выработался иммунитет к туберкулезу – всего до 10% инфицированных заболевают.

Но эпоха великих географических открытий стала настоящим ренессансом для палочки Коха. Вместе с первооткрывателями туберкулез распространился в Северную и Южную Америки, где начал свое "победное" шествие. В своей книге "Ружья, микробы и сталь" американский писатель Джаред Даймонд предполагает, что именно микробы убили большую часть коренного населения обеих Америк, а конкистадоры довершили их грязное дело. Среди лидеров – возбудители оспы, туберкулеза и холеры. Даже сейчас некоторые исследователи считают, что высокий уровень заболеваемости туберкулезом в Латинской Америке связан именно с отсутствием иммунитета у населения на генетическом уровне. Хотя с оговоркой, что часто большую роль играет и уровень жизни в стране, и развитие медицинского обслуживания.

Статистика Центра Общественного Здоровья МОЗ Украины свидетельствует, что сегодня на учете с активным туберкулезом состоит 31221 пациент. Среди них 14 121 пациент с химиорезистентной (устойчивой к лекарствам) формой туберкулеза.

Но наука не стояла на месте, и ученые были на передовой линии борьбы с туберкулезом. Открытие пенициллина дало надежду на скорую победу над всеми инфекционными заболеваниями. К сожалению, на палочку Коха он не действовал. Но в 1940-х годах микробиолог Зельман Ваксман обнаружил, что выделенный им из грибов антибиотик стрептомицин действует на бактерии, при этом не обладает сильными побочными эффектами. Вскоре было объявлено о новейшем открытии лекарства от туберкулеза, которое тут же американская фармацевтическая компания запустила в массовое производство. Ваксман получил Нобелевскую премию в 1952 году и придумал понятие "антибиотик". Но тем не менее даже стрептомицин не помог писателю Джорджу Оруэллу, который умер в 1950 году от туберкулеза, всего через полгода после выхода своей знаменитой книги "1984".

Зельман Ваксман родился в селе Новые Прилуки возле Винницы и в 1910 году эмигрировал в Америку, где учился в сельскохозяйственном колледже, потом изучал свойства почвы. Он смог попасть на родину в 1924-м, где был поражен бедностью своих еврейских родственников. В следующий раз он приехал в Новые Прилуки уже всемирной звездой, но из всего села холокост пережили всего три человека...

В 1960-е годы французскими учеными был открыт антибиотик рифампицин, который с успехом используют от туберкулеза до сих пор. Но, к сожалению, даже это открытие не стало переломным моментом: Всемирная организация здравоохранения по-прежнему считает, что в мире эпидемия туберкулеза, который входит в десятку причин смерти в мире. Масла в огонь подлила и эпидемия ВИЧ: люди, живущие с ВИЧ, очень уязвимы к туберкулезу, который считается одной из основных причин смерти от СПИДа. К тому же у людей, живущих с ВИЧ, чаще бывают внелегочные формы туберкулеза, которые сложнее диагностировать и лечить.

К тому же палочка Коха мутирует, приспосабливаясь ко все новым и новым антибиотикам, вырабатывая устойчивость к ним. Это часто происходит из-за неконтролируемого применения антибиотиков, прерывания лечения, а также из-за несоблюдения норм инфекционного контроля. Уже появились формы с так называемой широкой лекарственной устойчивостью – когда почти ни один существующий антибиотик не может справиться с коварным микробом.

Что же происходит сегодня? Слоган сегодняшнего Всемирного дня борьбы с туберкулезом – It`s Time, "время пришло". ВОЗ призывает все правительства наконец-то обратить внимание на проблему, объединить свои усилия и покончить с палочкой Коха, чтобы она так же канула в Лету, как это сделали до нее чума, оспа и холера.

Кристина Абрамовская