День борьбы со СПИДом: как говорить о том, о чем говорить не хочется

День борьбы со СПИДом: как говорить о том, о чем говорить не хочется

Фото: Credits

1 декабря во всем мире отмечают День борьбы со СПИДом – эпидемия этой болезни по-прежнему актуальна, и, следовательно, о болезни не получится забывать. Психолог, эксперт благотворительной организации "100% Жизни" Екатерина Пандели рассказывает, как говорить с родными и близкими на сложные темы на примере раскрытия ВИЧ-статуса. 

По данным Центра общественного здоровья МОЗ, на начало 2019-го на учете находилось 137 176 ВИЧ-позитивных пациентов. В 2018 году 72,2% новых случаев инфекции было передано половым путем. Почти 140 тысяч человек только в Украине сталкиваются с тем, что им приходится скрывать свой ВИЧ-статус от окружающих, и зачастую даже от самых близких. Жить с таким грузом секретности – нелегко; но тем не менее немногие осмеливаются жить с открытым лицом, из-за стигмы и дискриминации, которым окутана болезнь и все, что с ней связано. 

Люди боятся раскрыть свой статус своим близким или родным, потому что боятся быть брошенными. Это состояние тесно связано со страхом потери психологической и экономической поддержки, страхом разрыва семейных отношений, страхом стать жертвой физического или эмоционального насилия. Но все эти страхи могут быть присущи любому человеку, вне зависимости от его ВИЧ-статуса, и поэтому в данном вопросе крайне важна психологическая поддержка психолога, социального работника или близких и родных людей (что бывает гораздо реже).

В тоже время в большинстве проведенных исследований раскрытие ВИЧ-статуса принесло позитивные результаты, такие как снижение уровня тревоги и депрессии, укрепление отношений, возможность получить психологическую и социальную поддержку; улучшение доступа к медицинским услугам, и самое главное – возможность планировать будущее.

Есть исследования, которые доказывают, что информация о ВИЧ-статусе человека по эмоциональной шкале приравнивается к уровню эмоционального потрясения, когда человек узнает о внезапной смерти своего самого близкого человека. Если размышлять в контексте влияния такого события на человека, это является сильнейшим травмирующим событием, которое может иметь достаточно серьезные последствия, такие как депрессия, невроз и прочее. 

Психологическая подготовка к самому разговору раскрытия статуса имеет несколько простых, но при этом важных составляющих:

Продумайте, а хорошо, если вы даже пропишите то, что вы хотите рассказать. Казалось бы, зачем? Но в случае поднятия тревоги во время самого разговора вы можете несколько запутаться в том, что хотите сказать, а готовый текст – это некая опора во время разговора. Продумайте несколько возможных сценариев и пропишите для себя ответы. 

Позвольте себе в голове проиграть самый страшный сценарий и подумайте, что если это будет так и ваши действия. Опыт показывает, что даже просто обсуждение с психологом самого худшего, что может произойти, уже является ресурсным событием – поскольку человек понимает, что, если что, у него есть жизненный сценарий даже в таком случае, а это очень подкрепляет уверенность в себе. Уверенность – это то состояние, которое считывается собеседником и минимизирует какие-либо опции оказаться в позиции жертвы.

Во время разговора вам должно быть удобно в вашей одежде и комфортно в том месте, где вы решили провести разговор.

Что же делать, если ваш собеседник отреагировал не так, как вы ожидали? Люди не обязаны соответствовать нашим ожиданиям и имеют право на любую реакцию. Конечно, чем человек важнее для вас, тем это неприятие тяжелее. Но осознание себя отдельной личностью помогает. 

Есть отдельная категория пациентов с ВИЧ – дети. Они не понимают, что с ними происходит, а если родители избегают разговоров с детьми и постоянно откладывают решение сказать правду, это свидетельствует о том, что родители еще сами не приняли свой ВИЧ-статус. Как же говорить о ВИЧ-статусе с детьми? 

Раскрывать ВИЧ-статус детям, по мнению психолога, лучше в возрасте 8-11 лет. В этот период ребенок уже понимает, что с ним происходит. А до этого уже можно проводить беседы – например, что таблетки важно принимать вовремя, объяснять, для чего их нужно пить, научить ребенка пользоваться часами. 

Если же речь идет о подростке, то в этом возрасте ребенок уже догадывается или даже точно знает, что с ним происходит на самом деле – они регулярно ходят с родителями в центр СПИДа, где есть плакаты и брошюры. Но так как родители все держат в тайне, то появляется искаженное понимание "возможно, у меня не ВИЧ, а что-то похуже", "а может, это болезнь, от которой я умру, и родители не хотят меня пугать". Как правило, это страх родителей завести разговор с ребенком о ВИЧ-статусе, а сам ребенок очень этого ждет! На самом деле ребенок этого очень ждет! Для кого-то это признание – как камень с плеч: "Таблетки, которые я принимаю, помогают мне чувствовать себя хорошо", а кто-то, наоборот, разочаруется, что лекарства придется пить всю жизнь.

Самое главное – поддержать ребенка и ответить на все вопросы. Если ребенок расстроен, важно с уважением отнестись к его чувствам, показать, что вам жаль, что так произошло, оказать поддержку и не обесценить его чувства, а погрустить вместе с ним.

Если ребенок о своем статусе узнает от других людей, родителям важно подчеркнуть, что ребенок в этом не виноват, и попросить прощения, что не раскрыли статус раньше: "Я хотел тебя уберечь от негативных эмоций", "Я всегда буду рядом с тобой". То есть постоянно оказывать ребенку поддержку.

Эти советы являются универсальными не только для диагноза ВИЧ-инфекция, но и почти любых "стыдных" секретов. Помните самое главное – любые тайны – это груз, который гнетет и тормозит развитие личности, приводит к депрессиям и неудовлетворенностью жизнью. 

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Советы психолога
Следующая публикация