"Сам дурак!": как противостоять вербальной агрессии

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

С вербальной агрессией в наше время легко столкнуться где угодно – обругать и оскорбить могут на улице, в супермаркете, в общественном транспорте, на работе и даже дома. Изменить поведение окружающих нас людей, как знакомых, так и – особенно! – незнакомых, мы не можем. Зато нам вполне по силам овладеть навыками противостояния вербальной агрессии, которые позволят выходить из таких ситуаций с минимальными душевными потерями. 

"Словом можно убить"

Почему важно уметь противостоять вербальной агрессии? Зачастую нам кажется, что она не так страшна, как невербальная – ну, подумаешь, нам сказали что-то неприятное, но ведь не ударили, не побили. Но это неправильно – вербальную агрессию нельзя недооценивать, она может быть гораздо опаснее рукоприкладства. Недаром поэт Вадим Шефнер написал: "Словом можно убить, словом можно спасти" – злые слова, тщательно подобранные и сказанные в нужный момент, действительно могут довести человека, в которого целились, не только до нервного срыва или депрессии, но и до летального исхода – история, к сожалению, знает такие примеры. Скажем, девочку в школе назвали жирной, а она, приняв эти слова, как говорится, близко к сердцу, может довести себя до анорексии, а в особо тяжелом случае и вовсе – умереть. Так что навыки, позволяющие вербальной агрессии противостоять, относятся к разряду жизненно необходимых. 

Отодвинуть каменную стену

Вербальная агрессия направлена прежде всего на то, чтобы вызвать у являющегося ее объектом человека ответный эмоциональный всплеск – втянуть его в перепалку, "вытянуть" из него как можно больше энергии и таким образом нанести ему максимальный моральный урон. Что делать в такой ситуации – не опускаться же, в самом деле, до аргументов уровня "Сам дурак!" В таких случаях психологи советуют… не обращать внимания на такие оскорбления, хотя сделать это бывает непросто. 

Неожиданное оскорбление легко может выбить из колеи, поэтому для реакции такого рода нужны такие качества, как самообладание и хладнокровие, которые позволят сдержаться и не ответить "ударом" на "удар". Зато и результат будет того стоить. Чтобы понять, что произойдет в таком случае, достаточно представить человека, который собирается ударить кувалдой по каменной стене – он размахивается со всей силы, а стена неожиданно отодвигается в сторону, и его сила оборачивается против него самого: чем активнее он замахивается, тем с большим ускорением летит вперед. 

Каждый делится тем, что у него есть

Еще один способ без ущерба выйти из ситуации, когда кто-то попытался обидеть вас, сказав что-то обидное, отнестись к нему максимально доброжелательно. Мама сделала нелицеприятное замечание? Вместо того чтобы резко ответить, улыбнитесь и скажите: "Я тоже тебя люблю!" Начальник раскритиковал ваш отчет? Не стоит вспыхивать и показывать свое недовольство, лучше, согласившись с его доводами, сделать комплимент: "Александр Николаевич, вы, как всегда, смотрите в корень – я переделаю спорные моменты". Главное, говорить максимально искренне, и тогда ваш собеседник улыбнется в ответ, а, возможно, и устыдится своего поведения. 

Не пытайтесь – даже если вам очень того хочется – отвечать грубостью на грубость, а хамством – на хамство, вы же не уподобляетесь лающей на вас собаке – не становитесь на четвереньки и не начинаете лаять в ответ. Возможно, избежать зеркальной реакции вам поможет старинная притча о двух соседях, которые не ладили между собой. Однажды один из них, чтобы досадить другому, поставил ему под дверь грязное ведро с помоями, и, потирая руки, уже предвкушал, как тот расстроится. Но сосед поступил, как сейчас принято говорить, асимметрично: он до блеска отдраил ведро, наполнил его яблоками из своего сада и поставил на крыльцо своего соседа. Мораль притчи проста: у кого что есть, тот тем и делится. Чем доброжелательнее вы будете относиться к окружающим, тем реже будете сталкиваться с агрессией – как вербальной, так и невербальной. 

Даешь отпор! 

Тем не менее уладить дело миром удается далеко не всегда – случается, что злоба вашего визави не поддается "перевоспитанию" равнодушием и доброжелательностью. Если ваша сотрудница или соседка время от времени отпускают язвительные замечания на ваш счет, имеет смысл дать ей отпор. Действовать нужно без лишних эмоций, спокойно и корректно, но обязательно твердо. Дайте понять, что не потерпите неуважительного отношения к себе, и придерживайтесь этой линии постоянно – если вы хотя бы раз промолчите, ваш недоброжелатель сочтет это слабостью и удвоит свои усилия. 

Спасительное чувство юмора

Один из самых действенных способов противостояния агрессии – в том числе, и вербальной – чувство юмора. Существует несколько способов обезоружить вербального агрессора при помощи шуток, которые выбьют словесного агрессора из колеи. 

Во-первых, психологи советуют использовать силу агрессора против него самого – по результату этот способ схож с демонстрацией равнодушия, о которой мы говорили выше, но достигается иным путем. Вы можете подхватить фразу-оскорбление, согласиться с высказанным в ваш адрес упреком и довести его до абсурда. Например, на слова: "Что у тебя на голове?! Тебе явно нужно сменить прическу!" вполне можно ответить: "А где будут жить птички? Я же готовила для них гнездо!" Девяносто девять процентов против ста, что ваш собеседник, не будучи готовым к беседе в таком стиле, рассмеется или растеряется и замолчит. 

Во-вторых, на помощь вам может прийти лесть. Правда, такой способ годится только при общении со знакомыми людьми, но результат дает стопроцентный. Так, на замечание подруги о том, что вы опять набрали несколько лишних килограммов, вы вполне можете ответить комплиментом: "А вот ты всегда в прекрасной форме! Смотрю на тебя и восхищаюсь – может, поделишься своими секретами, как оставаться такой стройной?" После такого – по возможности искреннего – восхищения подруга изменит свое к вам отношение и уж точно перестанет вас критиковать. 

И, в-третьих, совсем уж, казалось бы, нелепый способ, который не становится от этого менее действенным – ответ невпопад. Так, услышав от недоброжелательной – или просто невыспавшейся – попутчицы в маршрутке: "Подвинься, чего расселась!", вы можете ответить: "Вы правы, сегодня замечательная погода". Так вы и душевное равновесие сохраните, и собеседницу выбьете из колеи – можете не сомневаться, она долго будет находиться в замешательстве. 

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву. 

Александра Волошина    

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции