Как правильно общаться с теми, кто на тебя работает

Как правильно общаться с теми, кто на тебя работает

Фото: Getty Images

Возможность нанимать людей, которые помогают нам по хозяйству, смотрят за детьми или ухаживают за садом, не говоря уже о персонале, работающем в штате у тех, кто открыл собственный бизнес, мы получили сравнительно недавно – всего пару десятков лет назад. Мы получаем от этих людей необходимые нам услуги, мы платим им зарплату, но всегда ли мы умеем с ними общаться?

От нерешительности до грубости

Наиболее распространенной сложностью в общении с обслуживающим персоналом является наша нерешительность – нам неудобно сделать человеку замечание, обратить его внимание на сделанную им ошибку, а иной раз неудобно даже высказать свое пожелание относительно его работы, хотя, казалось бы, мы имеем на это полное право – за его услуги мы платим, а значит, вольны выдвигать требования к их качеству.

Трудности – родом из детства

Чаще всего корни такой проблемы психологи советуют искать в детстве – именно тогда родители и школа – в лице учителя истории – внушили негативные стереотипы относительно "эксплуататоров", каковым мы теперь себя и считаем. Прибавьте к этому отсутствие традиций, моделей поведения и опыта в использовании наемного труда, которые и обуславливают нашу неуверенность, а порой и отказ от своих прав на заслуженные замечания тем, чей труд мы оплачиваем.

Не стоит забывать и о родителях, которые из самых лучших побуждений много лет формируют у своих детей запреты на проявление отрицательных чувств – недовольства, агрессии. "Хорошие девочки не кричат и не топают ногами", – наставляет свою дочь мама. "Мне уже жаль твоего будущего мужа, какая грубиянка ему достанется", – возмущается бабушка. "Петрова, ты ведешь себя отвратительно! – отчитывает свою подопечную классная руководительница. – Ну, дернул тебя Иванов за косичку, это же не повод давать ему сдачи – девочка, а ведешь себя как мальчишка". Знакомые ситуации, не правда ли? Впоследствии вбитые таким образом убеждения не раз будут отравлять нам жизнь, ведь они загоняют в рамки, которые выгодны и удобны кому угодно, но только не нам.

К чему это приводит? К тому, что мы совершенно не умеем защищать собственные интересы. Домработница плохо убирает и все время оставляет пыль? Ничего, вооружимся тряпкой и все вытрем сами, но только тогда, когда она уйдет – чтобы не обиделась. Няня вместо того, чтобы рассказывать ребенку сказки, читает глянцевые журналы и пьет кофе с шоколадными конфетами? Не будем устраивать скандал – войдем в ее положение: она тоже человек и ей нужно передохнуть. Официантка принесла к американо холодное молоко, хотя вы несколько раз повторили, что его нужно подогреть? Ну не устраивать же из-за этого скандал, лишний раз гоняя ее на кухню – выпьем и так. Вместо того чтобы сделать замечание, мы предпочитаем промолчать, притворно согласиться или – максимум! – выразить свое несогласие неодобрительным покачиванием головы. Будучи неспособными адекватно выражать свое мнение и чувства, мы очень плохо себя чувствуем, но при этом ничего не можем с собой поделать.

Внутренняя агрессия и склонность к самонаказанию

Что происходит в подобных случаях? Отрицательные эмоции накапливаются и в поисках выхода оборачиваются против самого человека — у него формируется внутренняя агрессия и склонность к самонаказанию и самобичеванию за мысли, которые человек считает плохими. Это в свою очередь ведет к возникновению чувства вины, депрессии, страхам, беспокойству и пониженной самооценке. В особо сложных случаях могут проявиться даже такие психосоматические недуги, как головная боль и язва желудка, – они являются следствием подавления сдерживаемых эмоций. Если же одна и та же ситуация будет повторяться, то – поскольку есть предел подавлению личных интересов – может последовать вспышка гнева или нервный срыв.

Защищаем свои интересы

Как быть в такой ситуации? Прежде всего, нужно избавиться от чувства ложной вины перед окружающими. Позвольте себе не быть одинаково хорошим для всех без исключения уже хотя бы потому, что это невозможно – что бы вы ни делали, вы не сможете угодить множеству разных людей. Не бойтесь выражать свои настоящие чувства, в том числе и отрицательные. Помните, что вы, как и другие люди, имеете право на любые эмоции, поэтому можете проявлять обиду, раздражение и даже гнев, главное, чтобы вы делали это, не оскорбляя и не унижая окружающих.

Возможно, такое поведение поначалу вызовет недовольство окружающих, но зато вы сможете защитить свои интересы и в результате почувствуете себя гораздо лучше и увереннее. Ну, а со временем вы с удивлением заметите, что и другие начнут уважать ваше мнение и вашу позицию, и начнут относиться к вам соответственно.

Александра Волошина

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

Похожие темы:

Следующая публикация