Мобильный и электронный этикет: чего не стоит говорить и писать в Сети

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Сегодня мобильная связь и интернет – неотъемлемая часть нашей жизни, а значит, у нее есть свой этикет, который нужно соблюдать. Остановимся на самых главных его правилах. 

Осторожность превыше всего

Прежде всего, разговаривая по мобильному телефону, нужно соблюдать осторожность. И не потому, что вас могут подслушать мифические спецслужбы, которым нет дела до бесед среднестатистического и законопослушного гражданина, а потому, что вас обязательно услышат окружающие, а далеко не у всех по отношению к вам – да и ко всем остальным – добрые намерения. Поэтому в общественных местах с телефоном в руках не стоит: 

обсуждать свое материальное положение, особенно если вы только что получили большой гонорар или премию и везете его домой – так легко стать лакомым кусочком для грабителей и разбойников; 

диктовать другу или знакомому свой адрес и код от домофона – если без этого никак нельзя обойтись, лучше отправить эти данные СМС-сообщением; 

рассказывать о том, где и когда вы собираетесь провести отпуск, зачем кому-то знать, когда вас не будет дома – вернувшись домой, рискуете не досчитаться ценных вещей. 

Не забываем о правилах приличия

Помимо безопасности стоит помнить и о правилах приличия, которые и регламентируются этикетом. Если вы с подругой начнете громко обсуждать в кафе личные – можно сказать, интимные – темы, на вас, скорее всего, посмотрят с осуждением, да вы и сами, с большой долей вероятности, не станете этого делать. А вот по мобильному телефону все разговаривают громко и, мягко говоря, откровенно, не обращая никакого внимания на то, что окружающим это может прийтись не по нраву. 

Поэтому первое – и, пожалуй, самое главное – правило общения по мобильному телефону звучит следующим образом: говорить нужно так, чтобы не мешать находящимся вокруг людям. Если нет возможности ограничиться несколькими фразами или снизить тон, отойдите в сторону – туда, где никто не будет слышать, что именно вы говорите.

Правило второе: по мобильному не стоит разговаривать в рабочем помещении, если вы, конечно, не большой начальник и не располагаетесь в отдельном кабинете, в общественном транспорте, в кафе или в очереди в магазине. Вряд ли находящимся рядом людям понравятся ваши откровения, которые они вынуждены будут выслушивать поневоле. Выпрыгивать из транспорта или бросать корзинку с продуктами и бежать на улицу, чтобы поговорить, конечно, не стоит, а вот сказать, что перезвоните чуть позже – когда доедете до места назначения или расплатитесь за покупки, можно.

Среди тем, которые не стоит обсуждать в присутствии других людей можно назвать: 

проблемы со здоровьем – некоторые детали для постороннего человека могут звучать неприятно, а то и шокирующе; 

интимные вопросы, осуждение которых предназначено только для вас и вашего партнера; 

обсуждение других людей – родственников, подруг или начальника, даже если такой разговор необходим, лучше отложить его до прихода домой, где никто вас не услышит. 

Не стоит также скандалить с кем-то по телефону с употреблением идиоматических выражений: во-первых, это неприлично, а во-вторых, в наше время всеобщей "мобилизации" другой обладатель телефона может заснять видео с вашим "выступлением" и выложить его в интернет – вряд ли вы будете от этого в восторге. 

О чем не стоит писать в электронных письмах

Есть свой этикет и у электронной переписки, и во многом он повторяет правила разговоров по мобильному телефону. Нам, как писал Тютчев, "не дано предугадать, как наше слово отзовется", точнее, кому попадет наше письмо. Во-первых, рука может дрогнуть и нажать не нужный вам адрес, а тот, что по соседству, и неизвестно, кому он будет принадлежать. А ведь есть еще и поисковики, которые отслеживают каждый наш шаг в интернете, чтобы вовремя поставить на наши странички соответствующую рекламу. И уж отдельная статья – корпоративная электронная сеть, письма из которой всегда может просмотреть начальство. 

Из всего вышесказанного следует: писать в электронных письмах можно только то, что не является вашей личной тайной, что не может быть использовано против вас, и за что вам впоследствии не будет стыдно. В отношении друзей, сотрудников и начальства стоит упоминать только о том, что вы можете им сказать, не скрываясь. Нельзя доверять интернету, в котором в принципе невозможно сохранить тайну, нелицеприятное мнение о них – когда оно станет известно всем, вы можете потерять и друзей, и работу, а в коллективе наживете себе врагов. 

Существует еще несколько правил, которые нужно соблюдать в электронной переписке: 

прежде чем отправлять его адресату, внимательно прочитайте написанное и – во избежание досадного недоразумения – особое внимание обратите на адрес;

не отвечайте на письма с оскорблениями, если вдруг кто-то решит послать вам такое, и сами не посылайте таких сообщений – они могут быть использованы против вас;

не пересылайте другим адресатам письмо, написанное лично вам: ответ, который вы получите, почта автоматически перешлет его автору, из-за чего вы рискуете попасть перед ним в неудобное положение. Если вы хотите с кем-то поделиться изложенным в мне мнением, предупредите об этом того, кто его написал;

ну и, разумеется, не забывайте здороваться, представляться и прощаться – впрочем, это касается не только электронного, но и любого другого этикета. 

Александра Волошина

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции