Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
Мама. Ребенок. Детский сад.

Уже позади первые, самые тяжелые, дни адаптации, когда ваш ребенок оставался в саду не более трех часов, а утром со слезами отпускал вас на работу и отправлялся в группу. И стоило вам только вздохнуть с облегчением, как ребенок снова стал устраивать истерики в детском саду.  

Как преодолеть трудности на данном этапе, рассказал психолог-консультант, эксперт проекта «Игровая лаборатория Fisher-Price» в Украине Екатерина
Истомина, www.fisher-price.net.ua.

Проблема №1. Слезы. Бывает, что ребенок вначале несколько дней поплакал, но потом успокоился, а через время снова начал плакать в садике. А бывает, что проходит день за днем, а ему по-прежнему тяжело привыкнуть к группе, он со слезами отпускает маму, а потом время от времени подходит к окошку и всхлипывает. Что можно сделать в такой ситуации?

Совет психолога. Причины, почему ребенку тяжело освоиться в саду, могут быть разными. Его плач говорит о страхе быть покинутым, страхе неизвестности, о тревоге. Возможно, родители не сделали ничего, чтобы унять эту тревогу, или запросто игнорируют ее. Чтобы не было страха покинутости и неизвестности, поход в садик должен быть понятным, интересным и предсказуемым процессом для малыша. Для этого попробуйте произвести следующие шаги:

Собирая ребенка утром, готовьте его к походу в садик. Рассказывайте, что его там ждут дети, что они будут там делать что-нибудь интересное, у него будет увлекательный день. Не забывайте делать это регулярно, особенно в период адаптации.

Рассказывайте ребенку, чем вы сами будете заняты в то время, пока он будет там играть. Например, вы сходите на работу, у вас будут важные встречи, и как только они закончатся, вы заберете его. А он к этому времени уже успеет наиграться и тоже сделает много интересного и важного. При этом лучше конкретно перечислить все виды деятельности: «Ты поешь, потом погуляешь с детками, потом поиграешь или порисуешь, и я уже приду».

Некоторым детям помогает, если сказать точное время, когда вы придете (куда подойдет стрелка на часах), при этом чтобы он имел возможность смотреть на часы.

Важно подкрепление ваших обещаний конкретными действиями и словами. Как только вы придете за ребенком, обязательно подчеркните, что вы пришли именно тогда, когда обещали. Похвалите, скажите, что он большой молодец, что подождал маму. Поблагодарите его за то, что он вам помог, и всем рассказывайте, какой он молодец.

Спросите у ребенка, с кем он успел поиграть, что успел интересного сделать, подружился ли с кем-то. Поинтересуйтесь у воспитателя, что было хорошего в садике и что интересного планируется на завтра.

Если ребенку сложно расстаться с мамой, боль расставания будет не такой острой, если в садик его будет отводить папа. При этом сценарий должен быть тот же.

Проблема №2. Трудности коммуникации. Еще одна сложность, которая может возникнуть при адаптации, - ребенок не может найти себя в коллективе. Он либо замыкается, либо дерется с другими детьми.

Совет психолога. Возможно, у ребенка до этого был не очень успешный опыт общения со сверстниками, или его не было вообще. В этом случае вам предстоит научить его строить отношения в коллективе:

Вы, как мать, уже знаете его особенности и потенциально опасные ситуации, способные спровоцировать вашего ребенка на конфликт с другими детьми. Предупредите об этом воспитателя, при этом не забудьте рассказать, как вы обычно выходите из такой ситуации. Говорите с ребенком об отношениях с другими детьми, готовьте его к возможным конфликтным ситуациям, подсказывать мудрые выходы, при которых возможно было бы сохранить и свои интересы, и интересы других детей. Объясняйте ребенку, что правила нужны для того, чтобы хорошо было и ему, и другим.

Каждый день спрашивайте, с кем ваш ребенок сегодня играл, кто ему нравится. И ни в коем случае не игнорируйте конфликтные ситуации.

Придумайте ситуацию, в которой бы ваш ребенок оказался в центре внимания. Например, приехала бабушка из командировки и привезла какие-то необычные сладости, которыми бы Маша хотела угостить всех. Или Маше подарили черепашку, ее можно показать всем детям, принести ненадолго в садик (об этом нужно говорить с воспитателем). Хорошо бы, если бы на период адаптации у ребенка выпал День рождения. Смысл в том, чтобы дать ребенку шанс понять, что он молодец, что у него получается завязывать отношения, а что еще не получается, то скоро получится!

Проблема №3. Болезни. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок начинает часто болеть. Есть такие дети, которые болеют "неделю через неделю" и никак не получается выбраться из этого замкнутого круга.

Совет психолога. Скорее всего, у такого ребенка слабый иммунитет. Для таких детей нужно, чтобы коллектив был меньше, а мер профилактики – больше. Во время болезни вместе с ребенком считайте дни, когда он вернется в садик и снова будет играть с друзьями. Напоминайте ему, что ребята наверняка уже за ним скучают. Вместе с ним напишите кому-то из детей или даже всей группе письмо или нарисуйте рисунок и отнесите его в садик. Возьмите задание для ребенка что-то нарисовать или вылепить, или выучить стихотворение на утренник, чтобы он не выпадал из общего ритма жизни садика и никто его не забывал.

Татьяна Корякина

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции