Дислексия у ребенка: как научить его читать

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Перед тем как отправить ребенка в первый класс, родители стараются выучить с ним буквы и научить читать, и, если это не удается, они успокаивают себя тем, что в школе его обязательно всему научат. Но бывает, что и в школе ребенок никак не может освоить чтение, и даже во втором классе путает буквы, не может их соединить в слоги, слоги – в слова, а если что-то и удается прочитать, то ребенок не понимает прочитанного и не может пересказать. И как бы учителя и родители ни бились, у ребенка ничего не выходит: вместо "корова" он читает "ковора", вместо звука "в" упорно говорит "з" и так далее.

В данном случае речь идет о явлении дислексии – частичном специфическом нарушении процесса чтения. Подробнее рассказал директор второго инклюзивно-ресурсного центра Житомирского горсовета Алла Шовтюк. 

Какие дети больше подвержены дислексии

До шести лет ребенок имеет полное право не уметь читать, поскольку у него еще не созрели определенные структуры головного мозга. Но ближе к семи годам он уже в состоянии научиться распознавать звуки на слух, классифицировать их и соединять в слоги, а слоги – в слова. Однако некоторые дети просто не в силах освоить этот материал без помощи логопеда, невролога или нейропсихолога.

Чаще всего такая проблема возникает у детей, получивших родовую травму, тяжело переболевших гриппом и другими инфекционными заболеваниями, детей с недоразвитием речи, педагогически запущенных детей, а также тех, чьи родственники имели дислексию. Обычно риск развития дислексии велик у тех детей, которые никак не могут понять, где правая, а где левая рука, не могут запомнить дорогу, по которой не раз ходили, а еще сконцентрировать на чем-то свое внимание. 

Однако не стоит отчаиваться, дислексию вполне возможно преодолеть в течение шести-восьми месяцев при условии, что ребенок будет активно заниматься со специалистами хотя бы дважды в неделю. А если ничего не предпринимать, то человек всю жизнь будет иметь определенные проблемы с чтением и пониманием текстов. 

Какие бывают виды дислексии

Фонематическая

Ребенок постоянно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие согласные. А еще путает гласные звуки, похожие по звучанию. Например, вместо "жаба" читает "шаба", а вместо "ночь" – "нучь". А еще во время чтения не может соединить буквы в слоги и читает по буквам, да еще переставляет или "глотает" их. 

Семантическая

Речь идет о чисто механическом чтении, когда ребенок вроде бы вполне правильно читает, но при этом никак не может понять, о чем он читает. Каждое слово в отдельности он понимает, а целую фразу – нет. 

Аграмматическая

Ребенок не может согласовать род, число и падеж в словосочетаниях. Например, читает: "красивый девочка" или "мальчик пошла". 

Оптическая

Ребенок визуально не может распознать и потому путает буквы, похожие в написании: "в, з", "н, п, и" и другие. 

Мнестическая

Ребенок просто не может выучить, какой звук соответствует той или иной букве. 

Надо сказать, что во многих бедах своих детей виноваты сами родители. Например, когда они учат с ребенком буквы, то называют их "эм", "эн", "бэ", а нужно соединить в слоги звуки "м", "б", "н". И ребенок начинает соединять "эм и а", получая не "ма", а "эм-а". В последствии переучить ребенка бывает гораздо сложнее, чем учить "с нуля". 

Задача логопеда – "поставить" ребенку звук, сопоставить звук и букву, научить его соединять звуки в слоги, слова, предложения и текст. Нужно обучить ребенка грамматической структуре речи, объяснить, что такое единственное, множественное число, женской и мужской род и так далее. Специалист знает, как доступно и понятно объяснить все эти премудрости ребенку и получить желаемый результат.

Чем могут помочь родители

Родители должны учить детей с дислексией ориентироваться в пространстве – находить дорогу в магазин, к знакомым, домой. Развивать память и внимание – пусть ребенок рассказывает о том, что он видит на картинке, пересказывает сказки и сам их сочиняет. Во время письма ребенок должен четко называть каждый звук в нужной последовательности, который выводит в тетрадке. Родителям желательно покупать ребенку книжки с большими буквами, чтобы ему было легче их читать и запоминать. Дома необходимо закреплять те знания и навыки, которые дает логопед. 

Юлия Мельничук

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции