Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
8 Марта третьего тысячелетия 

Кристина Абрамовская строго спрашивает: вы за 8 Марта, против или сомневаетесь?

Наткнулась недавно на интересную ретроспективу фотографий из Киева 2001 года. Как раз страна начала вставать с колен безденежья и веерных отключений света в провинции, а лучшие умы уже стекались в столицу и повысили ее культурный и интеллектуальный уровень. Так вот, глядя на эти фотографии с вполне себе открытых штатных вечеринок, невозможно представить, что это происходило бы сейчас.
Обнаженные девушки почти на каждом шоу, а не только в стрип-клубах; открытые БДСМ-вечеринки, куда мог прийти каждый желающий и даже ваша мама. Яркие трансвеститы украшали собой почти каждое мероприятие, а не платформы Маршей Равенства, охраняемые почище кортежей президента США. Я навскидку могу вспомнить как минимум два официальных гей-клуба – "Роза" и "Помада", где однополые пары целовались взасос, без риска, что крепкие парни на "Адидасе" взломают двери и забросают клуб гранатами. Заявить о себе, что ты гей или лесбиянка, в начале 2000-х не было актом общественного активизма и билетом в правозащитные организации, а обычным проходным признанием из разряда "а кстати, у меня бабушка из Казачьей Лопани".

Даже не знаю, что случилось за эти последние 20 лет, когда именно вектор общественного мнения свернул не туда. Как случилось так, что Тарас Шевченко превратился в икону пророка, который не может быть Магистром Йодой или фронтменом группы "Кисс"? Нападения на художественные выставки, сорванные безобидные дискуссии о феминизме и правах ЛГБТ, сломанные руки художника, даже недавний вандализм над смешной и прикольной выставкой портретов Тараса Шевченко на одноименной станции метро – все это было невозможно в начале 2000-х. Как и истеричная пропаганда семейных ценностей – семьи были как семьи, в меру изменяли, в меру распадались, по мере сил рожали и воспитывали детей. 

В общем, дух свободы витал над всеми. В какой момент это все радикализировалось, разделив общество на два непримиримых лагеря? Сегодня, как мы видим, одно крыло – в балаклавах и черных куртках ратует за абстрактные семейные ценности вплоть до побивания камнями и готовы убивать за слово "феминизм". Другое радикальное крыло погрязло в обиде многовекового угнетения, забывая, что от бесчинств власть предержащих страдали не только женщины, но и мужчины – их точно так же убивали, насиловали и держали в рабстве. И в процессе борьбы за гендерное равенство невозможно получить свободу, не получив ответственности. Бороться за свои права временами теперь означает "ненавидеть всех мужчин и любые проявления маскулинности" – несмотря на то, что украинские женщины-воины стоят на фронте плечом к плечу с мужчинами, руководят компаниями и рубят бабло в бизнесах разного уровня. А широкая общественная дискуссия о феминитивах иногда по накалу превосходит споры о религии и атеизме и веганстве и мясоедении. 

Все это длинное предисловие было к тому, как изменилось отношение к празднику 8 Марта, который из Международного женского дня, "праздника весны и красоты" стал наконец-то днем борьбы женщин за свои права. Тем не менее общество пока не нашло своего общего знаменателя между двумя радикальными "крылами" и очень аккуратно относится к этому дню. Разгораются споры – дарить цветы или это оскорбительно? Поздравлять женщин с тем, что они женщины, или сочувствовать жертвам многовекового мужского террора? Борщ – это еда или символ угнетения? Не радуют вбросы "8 Марта Рада вообще хочет отменить!". В школе, где учится моя дочь, предложили назвать этот день Днем весны и поздравить не только девочек, но и мальчиков. "Мальчики могут обидеться!" – неосторожно отреагировал родительский чатик, и тут уже обиделась я – что, девочкой быть некомильфо? Решили пока оставить так, как есть, а в следующем году "посмотреть". 

В общем, прогрессивная часть общества 8 Марта выйдет на марш за права женщин – кстати, с риском для своего здоровья. Непрогрессивная – закажет столик в ресторане и будет ждать цветы, подарки и пирожные. Сомневающиеся будут с тревогой следить за этими процессами.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции