Полиция за стеклом, новые тарифы и система оплаты. Как изменится киевское метро в этом году

Полиция за стеклом, новые тарифы и система оплаты. Как изменится киевское метро в этом году

Игорь Скляревский (слева) и Дмитрий Пеклун (справа) / Фото: ТСН.ua

Интервью ТСН.ua c замначальника киевского метро Дмитрием Пеклуном и сооснователем "Агентів змін" Игорем Скляревским.

Игорь Скляревский и Дмитрий Пеклун – люди хорошо известные в своих кругах, но круги эти разные. Скляревский – дизайнер и сооснователь общественной организации "Агенти змін" (АЗ) (больше о ней можно почитать здесь).  

Пеклун – замначальника киевского метро. Первый выглядит, скорее, как хипстер, говорит прямо и категорично. Второй одет в деловой костюм и сразу предупреждает, что на часть вопросов отвечать не уполномочен. Несколько лет назад высокооплачиваемого дизайнера и молодого госслужащего объединила киевская подземка.

С тех пор вместе они реализовали не один успешный проект, сделав метро более удобным и эстетичным. Как группа волонтеров стала двигателем прогресса под землей, чем киевское метро удивит пассажиров до конца года, на сколько подорожает проезд и кто будет сидеть в новых стеклянных кабинах на станциях Скляревский и Пеклун рассказали в интервью ТСН.ua.

- Как и когда вы познакомились?

Д: Нас познакомил общий товарищ в конце 14 года. Мы обменялись телефонами, встретились, Игорь показал новую схему метро. Мы тогда были в нем людьми новыми, хотели перемен. Пообщались и начали работать.  

И: Для меня это было дизайнерское упражнение. Раньше я занимался только интерфейсами – экранными вещами, поэтому хотелось сделать что-то для реального мира. В 2011 году я создал схему метро и, конечно, не думал, что она когда-то станет официальной. Нашел выходы на представителей метрополитена, но диалог не получился. Они не понимали, чем новая схема лучше старой, почему Днепр изображен без детальной прорисовки берегов. У меня было ощущение, что я попал в роман Кафки. Процесс остановился, и только спустя три года удалось найти общий язык с новыми людьми в метрополитене. АЗ разработали новую схему метро, которую позже и внедрили.

Игорь Скляревский (слева) и Дмитрий Пеклун (справа) / Фото: ТСН.ua

Вы разрабатываете систему навигации столичного метро. Когда киевляне ее увидят? 

Д: Проект стартовал давно и конец неблизок. 

- В чем сложность? Пилотными, насколько известно, стали станции Майдан Независимости и Крещатик. 

И: Объясню. В мире много метрополитенов и, закономерно, возникает вопрос – почему бы не взять одну из систем, изменить графический стиль, а логику оставить? Это невозможно, потому что киевское метро устроено не так, как европейские подземки. У нас целый "зоопарк" видов станций. Как правило, в метро принята одна логика построения станций. В Барселоне поезда ходят вместе, а платформы по краям. Они однотипные и утилитарные. У нас все иначе. Есть "береговые", есть с пилонами, есть с колоннами и т. д. Почти во всем мире ты еще до спуска на станцию выбираешь нужную платформу. Так решается огромное количество проблем. У нас такого нет.

Отдельная история – переход между Майданом и Крещатиком: это сущий ад. Есть короткий переход, есть длинный, они работают в разное время. Запомнить это невозможно. Это вынужденная мера, на которую пошли чтобы компенсировать ошибки при проектировании и строительстве станций.
Главное – новые знаки должны учитывать все сценарии поведения человека на станции – откуда бы он не приехал и куда бы не направлялся. Таких сценариев на пересадочном узле Майдан/Крещатик около 30. Все нужно проработать, и все это должно быть минималистичным и понятным, чтобы прочитать за секунду.

Когда вы закончите проект?

И: Мы сделали примерно 70% работы. Но все не так просто. Мы не садимся и не делаем все без остановок. Мы выпускаем все небольшими порциями, смотрим на отзывы. Каждый следующий этап зависит от результатов предыдущего. К примеру, выбирать фон для указателей нам помогали социологи и специалисты по матстатистике. По результатам работы с фокус-группами мы выяснили, что людям с хорошим зрением все равно на каком фоне читать, а тем, у кого зрение ниже среднего, предпочтителен темный фон. На нем мы и остановились.

Что еще нового, из ранее не анонсированного метро, ждет киевлян в этом году?

Д: Сейчас мы в процессе внедрения новой информации на экранах в вагонах. Она уже есть на всех трех линиях. Видно, какие будут следующие станции, какие на них пересадки или важные объекты, сколько до них ехать, какая конечная. 

Нас ждет изменение системы оплаты проезда. Мы хотим ввести удаленное пополнение проездных карт в метро, чтобы это можно было сделать из дома и не стоять в очередях.

Игорь Скляревский / Фото: ТСН.ua

Также у нас появятся новые автоматы с полным банковским функционалом. В этом году мы начнем принимать платежи с банковских карт и в кассах, и в автоматах. Возможно, это будет проще для людей не носить с собой наличку, а платить картой.

Еще совместно с платежными системами мы уже тестируем сервис… Как же сказать, чтобы все не раскрыть… Скажем так, это будет очередное решение с бесконтактной банковской картой, которое предоставит дополнительный сервис для пассажиров. Может быть, уже и не нужна будет транспортная карта в принципе.

- Отпечатки пальцев?

Д: У нас, кстати, были предложения по дактилоскопическим системам, но скорость прохода неудовлетворительная. Есть стандарт – три миллисекунды на человека. Если это время увеличить, будут очереди.

- Была информация о том, что метро планирует полностью отказаться от жетонов. Когда это случится?

Д: Мы планируем отказаться от жетонов до нового года и в следующий войти с обновленной системой оплаты проезда. Сейчас активно работаем над реализацией пилотного проекта для того чтобы определиться с выбором альтернативного способа оплаты проезда. Если не жетон – что тогда? Так как жетон очень дешевый носитель и у него большая оборачиваемость, единственным вменяемым по стоимости аналогом является термобумага, на которую будет наноситься, скорее всего, QR-код. Эти талончики будут распечатываться в автомате, и вы сможете валидировать их непосредственно в турникете.

Нас ждет изменение системы оплаты проезда. Мы хотим ввести удаленное пополнение проездных карт в метро, чтобы это можно было сделать из дома и не стоять в очередях

Дмитрий Пеклун


- По нашей информации, к концу года метрополитен планирует начать торговать брендированной сувенирной продукцией. Когда это случится и что будете продавать?

Д: Да, мы планируем это делать. Точка продажи будет на Театральной. Это единственное свободное помещение, где можно реализовать эту идею. В ассортименте будут магниты, футболки, брелоки.

 - Сколько планируете заработать? Главная цель ведь деньги?

Д: Главная цель – популяризация метро. Но, конечно, будет заложена какая-то рентабельность.

Кстати о деньгах. В метро сейчас много рекламы и она не очень эстетичная. Возможно, у вас есть какое-то совместное с "Агентами змін" решение, как сделать ее лаконичной и не такой навязчивой?

Д: Нужно начинать с того, что все видят огромное количество рекламы в метро и думают, что метро зарабатывает сумасшедшие деньги. Но с марта прошлого года метрополитен не получил ни копейки за размещение рекламы. Все деньги перечисляются в бюджет города на спецсчет. Это решение приняли депутаты Горсовета.

То есть, вы не знаете, станет ли рекламы в метро меньше?

Д: Насколько я знаю, сейчас в городе активно разрабатывается новый порядок размещения рекламы и, вроде, в апреле его должны проголосовать. Он предусматривает резкое сокращение количества рекламы в метро.

Игорь, а можно как-то органично вписать рекламу в подземку?

И: Как люди, которые занимаются дизайном, мы можем сказать, что реклама ни в коем случае не должна быть совмещена с навигацией. К примеру, сейчас мы можем видеть, как на одном носителе верхняя половина – навигация, нижняя – реклама. Они уничтожают друг друга. Реклама делает навигацию невидимой и нечитаемой. Поэтому вокруг всех навигационных знаков должна быть "санитарная зона" и мы в процессе разработки навигации будем рассчитывать какой она должна быть, а потом будем просить всех – и метрополитен, и городские власти, чтобы эти правила соблюдались. В противном случае навигация работать не будет.

Не так давно в СМИ активно обсуждали историю с запуском нового вестибюля метро "Левобережная". Было много фото недоработок, писали о том, что люди на колясках не могут попасть внутрь. Метрополитен официально заявил, что ремонтные работы не окончены и все недочеты будут устранены. Игорь, почему не вышло нормально запустить навигацию с вашей стороны?

И: Наша работа – это очень четкая процессность. Все нацелено на то чтобы это было сделано качественно и все ошибки были учтены и исправлены. В этих процессах не учитывается Евровидение, чемпионаты по футболу, настроение городских властей, принимающих решения, нашествие инопланетян и т. д. В городе все по-другому. По старой традиции делается все аврально. Нас попросили отдать эти указатели в том виде, в котором они были готовы, чтобы временно повесить. Потом мы поняли, что подрядчики не могут повесить эти знаки правильно, поэтому сделали наклейки и повесили их на кафель. Это никуда не годится и сильно ниже стандартов качества "Агентів змін". Но, давайте откровенно, если мы встанем в позу и откажемся работать, это может поставить под угрозу все наши дальнейшие планы. Мы надеемся, что когда все уляжется и здравый смысл восторжествует, все будет так, как нужно.

Д: Главное, что нужно понимать – ремонтные работы продолжаются. Была большая потребность открыть вестибюль и решить вопрос с перегруженностью и пробками.

Дмитрий Пеклун / Фото: ТСН.ua

Насколько для метро в целом актуальна проблема перегруженности? Под землей в ближайшем будущем могут образоваться большие пробки из людей на станциях, в переходах?

Д: Пока это проблема очень далекого будущего. При проектировании и строительстве был заложен огромный запас прочности. И, если сравнивать с предыдущими годами, количество перевозок сейчас даже немного упало.

Вы планируете повышение тарифов на проезд в этом году?

Д: Планируем, потому что подорожала электроэнергия. Подорожала в разы, а это основной ресурс, который мы используем для перевозок. Постоянно дорожают комплектующие, расходные материалы, индексируется и растет зарплата. Предприятие не может себе позволить работать в убыток.

И: Нужно понимать, что метро может дать обоснование нового тарифа, но не может повысить стоимость проезда. Это делают городские власти

На сколько может подорожать проезд?

Д: Есть несколько методик расчёта тарифа. Основное – инвестиционная составляющая. Мы закладываем туда развитие метрополитена – строительство новых станций покупку подвижного состава? Если да, то тариф теоретически может быть, как в Европе. Но, думаю, повышение может быть в пределах 50%.

- Раз мы заговорили о развитии будет ли метро покупать новые вагоны?

Д: Планы менять вагоны есть. Для этого нужно финансирование и заблаговременное планирование. Сборка вагонов – это длительный процесс. За два года нам удалось отремонтировать чуть больше 70 вагонов, которые стояли под забором на вагоноремонтном заводе. Теперь они работают. В ближайшие несколько лет закончится срок эксплуатации примерно 120 вагонов (всего в метро 863 вагона – ред.).  Они уже не подлежат ремонту. 

- Где планируете покупать новые вагоны?

Д: Для покупки вагонов проводятся тендеры, но тот же наш Крюковский вагоностроительный завод делает прекрасные вагоны. Они великолепно себя показывают в ходе эксплуатации.

Если мы встанем в позу и откажемся работать, это может поставить под угрозу все наши дальнейшие планы

Игорь Скляревский

- Актуальный вопрос для всех, кто пользуется метро, – карманники. Вы не планируете как то усилить борьбу с ними? Возможно, появится больше полиции на станциях?

Д: Охраной порядка в метро занимается линейное управление Национальной полиции. Как правило, у нас один полицейский на станцию или вестибюль. Они обычно сидят в закрытых помещениях. Мы видим только деревянную дверь и надпись "Полиция". Но сейчас она реализует проект, суть которого заключается в том, что на каждой станции появится стеклянная развернутая к людям кабина, в которой будет сидеть сотрудник полиции. У него будет обзор станции и пассажиры смогут его видеть. Как быстро это нововведение будет реализовано – зависит от полиции, но в этом году должны покрыть несколько станций.

- Последний традиционный вопрос – когда будет метро на Троещину? Этим проектом заинтересовались китайские инвесторы. Как идут переговоры?

Д: Эти переговоры ведет администрация города, поэтому лучше спрашивать у них.

- Есть примерная смета этого строительства?

Д: Нет. Это очень серьезный процесс. Нужно делать технико-экономическое обоснование. Кроме того, нужно точно понимать, где будет проходить линия и каким образом она будет строиться.

- Где конечная станция этой линии?

Д: Есть несколько вариантов.

Это начало или конец Троещины?

Д: Практически доходит до конца массива.

Похожие темы:

Следующая публикация