Украинской армии удалось остановить значительное наступление российских солдат

Украинской армии удалось остановить значительное наступление российских солдат

Оппозиционный деятель приехал в украинскую столицу, чтобы собрать больше доказательств о российском вторжении на Донбасс.

Российский оппозиционер Илья Яшин находится с визитом в Киеве. Цель политического деятеля – сбор данных о российском вторжении в Украину. График пребывания Яшина в Киеве очень плотный, однако он уделил внимание съемочной группе ТСН и рассказал подробности о докладе "Путин. Война", который увидит свет в конце апреля.

– Цель вашего визита в Киев связана с докладом "Путин. Война"?

- Мы продолжаем работу над докладом "Путин. Война". Это последняя работа, которую вел Немцов, но не успел ее закончить и мы стараемся довести дело до конца. Я приехал в Киев, чтобы найти дополнительные материалы, дополнительные подтверждение тех тезисов, которые используются в материале. Мы надеемся, что сможем добыть те материалы и документы, которые сделают доклад более тяжеловесным. Поэтому у меня намечено несколько встреч с киевскими политиками, с украинскими депутатами, с общественными деятелями, волонтерами, которые работают на территории донецкого конфликта на Донбассе. Надеюсь, что встречи не пройдут зря. Было очевидно, что в Украине необходимо появиться, потому что написать доклад про войну в Украине, будучи в Москве, невозможно.

– Немцов говорил, что у него в докладе будут свидетельства реальных матерей погибших российских солдат, вдов. Вам их удалось найти, собрать?

- Не совсем так. Борису удалось пообщаться с представителями российских солдат, с родственниками погибших российских десантников, которые не добились получения компенсаций от Министерства обороны. Эти представители погибших солдат сами вышли на Бориса в надежде, что он им поможет оказать некое давление на Министерство обороны, поможет добиться, в конце концов, получение этих выплат. Ключевая проблема этих людей заключается в том, что они не готовы говорить публично. Как вы понимаете, после убийства Немцова смелости у них не прибавилось. Однако они нам помогли восстановить некую хронологию событий, помогли разобраться в том, как была организована переброска российских войск на территорию Донбасса. Эти свидетельства очень важны, несмотря на то, что они не готовы говорить публично, не готовы называть свои имена. Несмотря на это, они помогли нам разобраться в некоторых очень важных деталях, как было организовано кремлевское вторжение на Донбасс.

– То есть, все эти свидетельства будут инкогнито?

- Какие-то свидетельства мы будем использовать, какие-то мы просто приняли к сведению для того, чтобы разобраться в том, что происходит. В любом случае, та работа, которую проделала Борис, она очень полезна. В основном доклад будет сформулирован на тех материалах, которые успел подготовить Борис. Он успел собрать документы, пообщаться с этими источниками. Фундамент доклада – это то, что делала сам Немцов.

– Какие конкретные доказательства у вас есть, о каких схемах переброса российских войск в Украину знаете?

- Я не буду раскрывать все детали до конца, потому что мы сами не разобрались до конца. Могу сказать лишь, что по нашим ощущениям, переброска сюда российских войск и наемников шла по двум схемам. С одной стороны, это были российские кадровые военные, и они массово появлялись здесь, когда необходимо было внести какой-то коренной перелом на фронте. Первое такое массовое появление российских военных было обозначено в августе 2014 года, когда украинской армии удалось установить значительное наступление. Для того, чтобы остановить это наступление на позиции сепаратистов, фактически было организовано полноценное вторжение и, соответственно, создало условия для проведения первых Минских договоренностей. Были и другие вторжения, в январе-феврале. Когда был сформирован Дебальцевский котел, по нашим сведениям, значительную роль сыграла российская армия.

Была и другая схема, связанная с переброской на территорию Украины наемников, которых привлекали к этой работе через военкоматы. Их называют добровольцами. Но по факту и действующему российскому Уголовному кодексу, действия этих людей можно охарактеризовать, как наемников. Потому что они получали за свою работу деньги и тренировались в лагерях Ростовской области, они определяли контракт – сами определяли срок пребывания на территории вооруженного конфликта и, по сути, их действия подпадают под статью наемничество.

Наверное, есть люди, которые по идейным соображениям сами приезжали, брали оружие в руки, не получая за это никаких денег и компенсаций. Но многие из них, в частности те, кто остался жив, они сумели монетизировать свои действия. Например известный Стрелков сейчас ведет роскошный образ жизни – разъезжает по регионам, встречается со своими сторонниками, причем подъезжает на автомобилях фешенебельного класса.

– А число погибших российских солдат удалось узнать?

- Сложно говорить о конкретном числе погибших. Потому что зачастую погибшие российские военные проходят по одной статистике с погибшими наемниками и добровольцами, вместе с погибшими местными жителями. Разделить эту статистику нам пока не удается. Мы можем говорить о явно заниженных цифрах, но те, в которых мы уверенны.

Вот минимум 300 российских солдат погибли на территории Украины. Это совершенно точно, те данные, которые нам удалось проверить. Я полагаю, что их наверняка было больше. Но вот документально нам удалось подтвердить данные именно по такому количеству погибших солдат.

- В докладе будут списки этих солдат?

- Возможно. Я не хочу раскрывать все детали. Мы проверяем дополнительную информацию. Но какую-то информацию мы сможем обнародовать.

– Как будет выглядеть это доклад: в виде книжки, журнала? Сколько страниц будет иметь?

- Это будет довольно объемный книжка-журнал. Мы еще верстку не закончили. Сейчас разберемся с содержанием доклада. Потом уже начнем его верстать. И представим его в Москве, Петербурге и других российских городах.

Для нас российская аудитория имеет абсолютный приоритет. У нас нет задачи доказывать что-то украинским гражданам, или убеждать в чем-то западную аудиторию. Здесь и в западных странах нет иллюзии того, что Путин делает на Донбассе и то, что Путин сделал в Крыму. Наша задача дать альтернативный источник информации именно гражданам России, которым врут в течение года, чтобы они верили не только телевизору.

- Но вы говорили, что в докладе будет что-то такое, цитирую Вас "что даже убежденный сторонник Путина, прочитав его, понял: на территории Украины гибнут российские солдаты, и эту братоубийственную войну необходимо остановить". Что это?

- Во многом наш доклад будет основан на открытых источниках, на тех свидетельствах, которые уже были озвучены. Мы просто пытаемся их систематизировать. Задача доклада, чтобы человек прочитал его от первой до последней страницы. И у него не осталось сомнений в том, что его обманывают. Как человек будет оценивать эту ложь, это уже другой вопрос. Наверняка, найдутся люди, которые будут думать, что это такая благородная ложь Путина, он не может говорить всей правды, но я все равно буду его поддерживать. Но я уверен, что найдутся люди, которые скажут, что это ненормально, когда глава государства нагло, цинично, беспардонно врет на весь мир и практически проводит военную операцию на территории другого суверенного государства. Почему мы должны с этим мириться, почему должны мириться с гробами, которые идут в нашу страну, за что наши солдаты российские гибнут в Украине?

– Пытаетесь найти хоть одну маму погибшего российского военного?

- Пытаемся, конечно. Но практически все родственники, которые получили компенсации, которые не получили, находятся под подпиской о неразглашении. Потому даже те люди, которые не получили компенсации в связи с гибелью их родственников в этом вооруженном конфликте, им даже уже и деньги не нужны, просто чтобы их оставили в покое.

– Какой размер компенсаций семьям погибших на Донбассе российских военных?

- По нашей информации, летом прошлого года родственникам погибших десантников выплачивали аж по три миллиона рублей. Это огромные деньги. Это привело к тому, что родственники сами кидались на журналистов, которые приезжали на могилы, пытались проводить независимые расследования, родственники сами этому противодействовали.

Но вот уже в январе и феврале никаких выплат не проводилось вовсе, потому что формально солдаты, которые перебрасывались на территорию Украины, уже не являлись военнослужащими.

Накануне пересечения границы командиры требовали от них писать рапорты об увольнении для того, чтобы замаскировать участие российских войск в этом вооруженном конфликте. Но при этом им под честное слово командиров обещали определенные выплаты, сопоставимые с летом прошлого года, в случае того, если будут ранены или убиты. Но слово свое не сдержали. Поэтому родственники начали роптать и защищать свои права. Однако убийство Немцова многое изменило. На сегодняшний день борьба за компенсации сошла на "нет".

- Какой тираж доклада, будет продаваться?

- Мы планируем распространять этот доклад бесплатно на улицах российских городов. Надеемся издать его значительным тиражом. Но первый тираж будет минимальным. Потому что мы его напечатаем за свои деньги и представим журналистам, активистам. После этого мы собираемся начать такой краудфандинг – большой сбор средств на издание этого доклада, напечатаем тираж, отчитаемся о всех деньгах, и активисты оппозиционных партий, гражданских инициатив будут распространять этот доклад на улицах российских городов - у станций метро, во дворах, просто раздавать его людям.

Первый тираж опубликуют в Интернете и в зависимости от того, насколько люди сочтут уместным поддержать эту инициативу, сколько денег нам удастся собрать, столько и напечатаем. Мы надеемся, что будет большой тираж сотни тысяч экземпляров. В противном смысле это не будет иметь смысла. Надо чтобы люди читали этот доклад, передавали друг другу, надо пробить информационную блокаду, стену лжи, цинизма, вранья, которая выстроена пропагандой.

- Когда обнародуете?

- После 20-х чисел апреля.

- Встретитесь с Анной Дурицкой?

- Я с ней общаюсь через нашего адвоката. Может быть, созвонюсь с ней. Не хочу ее дергать. Понимаю, в каком она состоянии, на ее глазах убили близкого друга. Понимаю, что еще не месяц и не два ей потребуется для психологической реабилитации.

– Как оцениваете ход следствия?

- Главная претензия к следствию, что оно проходит максимально закрыто. То, что появляется в прессе, проходит не от официальных источников а от анонимных, и напоминает информационные вбросы. Одна из наших версий, что реальные заказчики убийства скорее всего прячутся в Чечне и платят деньги за организацию подобных информационных вбросов, чтобы запутать след который ведет к реальным заказчикам.

- То есть, вы и далее рассматриваете "кадыровский след"?

- Нет сомнений, что к убийству причастны люди, которые наделены властью и находятся в Чеченской Республике. Путин, как минимум, несет политическую ответственность за это убийство. Я уж не знаю, отдавал ли он лично приказ, но Путин создал ситуацию, когда охамевшие, обнаглевшие отморозки позволяют себе расстреливать известного на весь мир человека у стен Кремля.

Беседовала Валентина Мудрык

Похожие темы:

Следующая публикация