Санитары дорог. Как активисты спасают украинцев от пьяных водителей

Интервью с основателем общественного проекта PitBull Алексеем Павловским.

В пятницу, 7 июля, почти в полночь, на пересечении двух центральных киевских улиц – Эспланадной и Саксаганского – людно. Порядка полсотни молодых людей собрались на своих автомобилях возле касс Олимпийского стадиона. Машины разные: от элитных иномарок до стареньких Renault. Практически все друг друга знают, перед началом "рейда" они пьют много кофе, зная, что впереди бессонная ночь, и дожидаются инструктажа. 

Они активисты движения "Pitbull". Собираясь по выходным, в свободное от основной работы время, члены движения своими силами борются с пьянством за рулем в столице и еще пяти городах – Одессе, Львове, Харькове, Житомире, Виннице. Контингент разный: ІТ-шники, предприниматели, фотографы и простые студенты. 

Ближе к полуночи организатор движения Алексей Павловский вместе с друзьями, приехавшими в центр Киева, отправляет "патрульные" машины Pitbull к ночным клубам, посетители которых чаще других садятся за руль в нетрезвом виде. После этого Pitbull выезжает на охоту. 

За ночь в Украине патрульная полиция, в среднем, выписывает около 60-70 протоколов за вождение в нетрезвом виде, 20-30% с помощью активистов. Ежегодно на дорогах Украины погибает от 3 до 4 тысяч человек, и причина каждый пятой смерти – вождение в нетрезвом состоянии. 

Павловский уверен, причина неутешительной статистики – безнаказанность несознательных водителей. И хотя в Украине штраф за вождение в нетрезвом виде недавно повысили втрое – за первую поимку – 10 200 грн и лишение прав на год, этого мало. В Германии за такую езду нарушителям приходится платить от 500 до 3000 евро (около 15 - 90 тысяч грн) в зависимости от уровня алкоголя в крови и наличия рецидива. Во Франции все еще серьезнее. Если в крови у водителя 0,8 промилле алкоголя, штраф – 4500 евро (135 тыс грн) или тюремное заключение на срок до двух лет.

В 2017 году в Украине полиция по 130 статье 
КУоАП ("Управление транспортными средствами лицами, которые находятся в состоянии опьянения") выписала штрафов на 500 млн грн. Но этого, утверждает Павловский, недостаточно. Активисты хотят добиться более жестких мер, вплоть до лишения свободы водителей-нарушителей. У Павловского для их введения есть своя причина, в его товарища на скорости влетел пьяный водитель, друг погиб на месте. 

О перспективах этой и других инициатив по борьбе с пьянством за рулем, сотрудничестве полиции с активистами и угрозах в адрес последних, Павловский рассказал в интервью ТСН.ua. 

– С чего все началось?

– Пару лет назад, мой хороший знакомый попал в ДТП по вине пьяного водителя. Он стоял на обочине, разговаривал по телефону в автомобиле, и в него влетели пьяные, которые ехали с ночного клуба. Скорость у них была больше 200 км/ч, и мой товарищ погиб. Мы с нашими общими знакомыми тогда и решили, что надо устраивать такие рейды и бороться с пьянством за рулем. Сначала, когда сами выезжали под ночные клубы, замечали, что после 3-х часов ночи каждый второй, который приехал на машине под ночной клуб, садится за руль в нетрезвом состоянии. На первом рейде у нас было три машины, потом к нам стало присоединяться все больше и больше людей. 

– Как вы начали сотрудничать с полицией?

– Сначала мы через 102 работали, но так все очень затягивается по времени, потому что плохая коммуникация. Потому что, когда мы едем за автомобилем, за рулем которого предполагаемый нетрезвый водитель, звоним на 102, говорим все диспетчеру, он передает по рации, это длительный процесс. Мы начали знакомиться с патрульными, брать их номера и уже связываться напрямую.  

– Почему именно Pitbull?

– Я и не знаю почему. Просто так решили. У нас все спрашивают: "А почему Pitbull?". Думают, наверно, что тут все какие-то жесткие, но нет, тут молодежь и те, кто хочет помочь. Вот так сложилось.

У нас рейды проходят уже почти год, с прошлого лета. Инициативу проявляют больше чем в шести городах: Одесса, Львов, Харьков, Житомир, Винница, ну и Киев. И каждые выходные у нас проходят такие рейды. Вот молодежь и не только объединяется ради таких целей. Наша статистика показывает, что за ночь 20-30% от общего числа протоколов выписывается именно с помощью Pitbull. Это хороший результат, потому полиция идет к нам навстречу. 

– С полицией не было конфликтов?

– Нет, я очень хорошо общаюсь с руководством и Нацполиции, и патрульной полиции в целом, – они поддерживают нас в этом и взаимодействуют с нами. 

– То, что вы делаете круто, и главное, что есть поддержка и взаимодействие с органами, но ведь когда дело доходит до суда – все плохо? 

– Это так, именно поэтому мы сейчас разрабатываем законопроект, который уже подался в комитеты. Он усугубляет ответственность в зависимости от содержания промилле в крови. То есть, если у тебя, например, от двух промилле, то тебя лишают прав на три года, и ты обязан выплатить штраф 40 800 грн, у тебя конфискуют машину на какой-то определенный срок. Я вообще за то, чтобы ввели уголовную ответственность, не в плане того, что выпил – и сразу в тюрьму посадили, а так, что, если доза алкоголя в крови превышает 2,5 промилле – такие люди уже просто неадекватные. У нас КУпАП (Кодекс Украины об административных правонарушениях) очень старый, 1984 года кажется, вот и осталось много недоработок. По практике скажу, что у нас разваливается от 30-40% дел, потому что, у нас не безупречное законодательство и коррумпированные суды. 

ВидеоВ Украине планируют ввести уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии

Вот даже недавно судья вынес вердикт в виде устного предупреждения за вождение в нетрезвом виде. К сожалению, очень много недоработок у нас. Если, например, везти человека на медэкспертизу то в Киеве сразу показывают анализы, а в других городах это уже 3-5 дней – и это большие коррупционные риски. А люди, которые работают в медицинских учреждениях, не относятся ни к кому, ни к патрульной полиции, ни к МВД, у них там своя иерархия и, грубо говоря, за 500 гривен можно решить все эти вопросы. 

– Какие самые жуткие случаи были с выпившими за рулем во время вашего патрулирования?

– ДТП были сильные, например, на мосту Мерседес разбился. Мы его ночью остановили, он дул в драгер, у него забрали права, выписали протокол, друг его сел за руль, и они куда-то уехали. И все, с утра потом этот человек был за рулем и случилась авария. Хорошо, что все живы. У женщины пострадавшей травмы были и все, вроде бы. 

– Вы, когда вызываете полицию, остаетесь потом на месте или едете дальше ловить других выпивших? 

– Остаемся, но в принципе можем и ехать, зависит от ситуации. Если там, конечно, какой-то "кубик" или "выходцы с Кавказа и Азии", то стараемся уезжать. Потому что, всегда конфликт получается. Они своих начинают вызывать на разборки, машина их следит потом за нами. 

– Вам угрожали когда-то? Недавно вы писали, что машину одного из ваших активистов подожгли.

– Тут еще непонятно, что происходило на самом деле. Дело в том, что 130 (статья 130 КУоАП "Управление транспортным средством в состоянии опьянения") – это такой особый вид людей, но среди них, которые нетрезвыми садятся за руль, были и такие, что в розыске находились. Однажды было, остановили, а у него сумка с оружием в багажнике, наркотики, вот это уже совсем другой контингент людей. Тут уже могут быть серьезные риски. То, что по статье 130, то там не будут потом никого искать, угрожать, но если ты уже был в розыске за что-то серьезное, то тогда возникают проблемы. 

Вот, например, с сумкой оружия как было. Остановили пьяного, а у него в сумке автомат нашли и много другого. Он изначально подозрительно выглядел, пил в "Форсаже", вышел потом и сел в машину еще старую такую Опель Омега, всю в пыли. И патрули решили досмотр провести, светят фонариком, осматривают, а там сумка лежит, набитая оружием. 

– Бывало такое, что уже в открытую вам угрожали?

– Было конечно и такое. Сняли номерной знак и распечатали на листке "Передайте своему другу Павловскому "большой привет" и что "мы вам п*д*рам спалим машины", ну что-то такое было. 

Конечно же они знают, кто мы и откуда. С одной стороны, конечно же, это и хорошо, люди задумываются, что, если мы уже с этим боремся, значит, возникают какие-то проблемы, и не нужно пить и садиться за руль. Тут же вопрос не в том, чтобы наказать, а в том, чтобы донести и проинформировать. 

Некоторые, например, не знают, чем наш проект вообще занимается, и говорят: "Вам что, нефиг делать? Это работа полиции". Люди просто не понимают всего этого и то, насколько это важно. 

– Какие в Киеве места, где чаще всего садятся пьяными за руль? 

– "Vodka Grill" – 100%, тут всегда есть такие кадры. Вообще такие ситуации чаще всего происходят ближе к 5 утра. Если из ночного клуба в такое время кто-то выходит, то скорее всего он пьяный, потому что сложно всю ночь тусоваться в клубе, не пить и не употреблять. Для меня это было бы странным. Потому что, иначе нельзя в клубе высидеть с такой музыкой более 5 часов. 

Disco Radio Hall, "Мандарин", Saxon, Forsage, CHI. Мы вот под CHI тоже стояли одно время, но там немного другой уровень. Не то, что мы боимся чего-то, просто люди, которые при деньгах и еще не совсем адекватные, могут из-за такого пустяка создать очень большие проблемы активистам, а у нас много обычных ребят, студентов. То есть, с точки зрения рисков и результата – это просто не стоит того. По факту, скорее всего они потом откупятся, а проблемы у нас останутся навсегда. 

Мы стояли там в прошлом году и было много подобных ситуаций и проблем. 

– Видео есть у вас, где мужчина прямо в машине наркотики принимал? Это где было?

– Это прямо под CHI было. Это какой-то певец, он снимался в "Холостяке", в общем публичный человек. Мы тогда просто сверху стояли с оператором, а там еще такое классное место, видно полностью всю парковку и всех людей. Удобно. Стоим и оператор мне говорит: "Смотри, нюхает", я сразу и не понял, что и к чему. Мы патруль вызвали, а этот еще не успел все донюхать и выйти с машины, как его приняли. Он пошел по статье употребления, хранения и распространения. 

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация