Эта награда просто окрылила пацанов

Эта награда просто окрылила пацанов

Эта награда просто окрылила пацанов

Командир роты 72-й ОМБр, с которым лично говорил президент, о реакции на звонок и настроении бойцов 

Вечером 26 мая прямиком из АП на линию фронта по спецсвязи лично позвонил Петр Порошенко. Главнокомандующий и командир роты 72-й ОМБр проговорили несколько минут. Президент поблагодарил бойцов за то, что те, за день до этого смогли дать отпор противнику и уничтожили вражеский БМП.

В интервью ТСН.ua Василий рассказал о разговоре с президентом и о том, что это значит для бойцов.

При каких обстоятельствах вам позвонил главнокомандующий? Какая была реакция?

Занимались мы в тот момент вообще чем-то бытовым. То ли готовились к обеду, то ли уже пообедали. Тут по военной связи раздается звонок и там говорят: "Через две минуты будьте готовы разговаривать. Вам перезвонят". Я понимал, что это будет какой-то важный звонок, но даже не догадывался, чей именно. Думал, может, генерал какой-то должен позвонить, а тут такое. То, что я обалдел – это понятно. Мы сразу же объявили построение. Сказали: "Ребята, нам главком передал, что мы молодцы, что он знает о том, что мы сделали". Бурная реакция была. Если есть классификация нематериальных наград, ни медалек, ни премий, то это, наверно, наивысшая. Эта награда просто окрылила пацанов. Если бы мне предложили выбирать для ребят нематериальную награду, то я бы лучшей не придумал.

Вы отмечали, что президент очень хорошо ознакомлен с ситуацией на вашей позиции и даже вашим внутренним сленгом.

Да, и со сленгом, и разговор был по уровню осведомленности таким, что я задумывался – "может мне звонят с соседнего опорного пункта?". Если человек, уровня главнокомандующего отличает противотанковую ракету от осколочной, и спрашивает, какой мы стреляли в тот момент, то это уровень.

Это беспрецедентный случай, когда президент лично позвонил на фронт?

Я такое видел только в голливудских фильмах. Мне ребята подсказывают, что в аэропорт во время боев президент звонил еще. Конечно уже есть куча версий, что это подстроено, что это утка, показуха и пиар. Я настоящий человек и мы правда находимся под Новотроицким.

Какая ситуация на вашей позиции под Новотроицким?

Ничего нового не происходит, такая же вялотекущая войнушка – иногда они по нам стреляют, иногда мы отвечаем, если это не провокация.  Ничего нового – ни активности с их стороны, ни попыток что-то отвоевать обратно они не предпринимают. Наверно, поняли, что это трудно. Бои происходят волнами. Видимо, у них иногда происходят ротации. Бывает затишье полторы-две недели, бывает, что буквально по два-три раза в день по нам или по соседним подразделениям работают. Никакой системы я не могу проследить. Просто вот, захотели пострелять – постреляли, что у них в голове не понятно. Нету ощущения сейчас, что должно что-то произойти. Мы прекрасно видим, сколько их. Сейчас максимум на что они способны – это провокации.

Часто случаются провокации подобного рода?

Этот случай был из рада вон выходящим. Я, конечно, их планов не знаю. Обычно они делают провокации другого рода – постреляли и отстали. А тут разгулялись: выдвинули группу, выкатили БМП. Расстояние не позволяло даже спросить у них, что они этим имели в виду. В сумерках, часов в восемь-девять вечера, они продвигались в сторону наших соседей - между нами расстояние в полтора километра где-то. Может замышляли что-то более глобальное, может это была разведка боем. В масштабах недели эта провокация была совсем странной, в масштабах месяца – это явление довольно регулярное. Периодически они пытаются какие-то действия предпринимать, улучшать свои позиции, перемещаться, пока у них особо не получается.

Известно ли вам что-то о потерях противника?

Нам, к сожалению или счастью, не видно было, что там творилось. Экипаж БМП там точно пострадал, окружающих не было видно. Дело в том, что у нас непрямая видимость была точки, на которую мы работали.

Насколько сложно было нейтрализовать угрозу?

На построении я говорил своим бойцам, что если футбольная сборная из одиннадцати человек выигрывает благодаря одному голу, и его забил нападающий, то молодец не один нападающий, а вся команда. Тоже самое и у нас. Расчет стрелял, я корректировал, ребята подносили патроны, держали другие сектора каждый на своем месте. Это общая работа, которая благодаря тому, что была слаженной, привела к таким неплохим результатам.

У вас есть какие-то конкретные предположения насчет цели этой провокации?

Затрудняюсь ответить. Есть у нас тут шутливая версия. Нам видно, как они бегают в магазин и возвращаются с пакетами, набитыми непонятно-чем. Наверно, там есть специальная храбрая вода, которую они могу употребить и решить, что они герои. Наполовину юмор.

Вы знаете, кто именно на вас наступал?

У меня точных данных нету. Ходят слухи, что там стоит подразделение, так называемого первого армейского корпуса ДНР. Иногда их усиливают, мы видим, что там появляется новая форма, новые знаки различия, но в последнее время такого не было. Мы думаем, что это были те, кто там стоит уже давненько. По крайне мере мы не видели, чтобы там кто-то новый заходил, подтягивалось какое-то усиления, подкрепление – ничего такого не было.

Рассчитываете ли вы получить премию за уничтожение вражеской техники?

Конкретно я рассчитываю на то, что моим бойцам выплатят премию. По правилам она выплачивается тем, кто стрелял. Им, надеемся, что премию заплатят. Благодаря резонансу, который произошел, шансы на это есть. Конечно хотелось бы, чтобы это автоматически происходило. Чтобы как в кино про Вторую мировую: "Кто подбил? Я подбил. Класс, на тебе медаль". Пока, к сожалению, чуть-чуть с трениями это происходит. Все в батальоне задействованы, все помогают – подготавливают документы. Нужно ведь собрать информацию об обстоятельствах, времени и так далее. 

Между вашей позицией и позицией противника есть карьер. Какие сложности это представляет?

Карьер – это естественная преграда на самом деле. Через него техника не пройдет, людям тоже довольно тяжело спускаться и подыматься. Поэтому карьер нейтральный и как раз разделяет нас. Военную тайну не открою, сказав это. Поскольку мы стоим в обороне и ничего зловещего не планируем, то они играют на нас. Грубо говоря, перед нами такой громадный ров. Они не рабочие – там ничего не добывают.

Под Новотроицким украинские бойцы уничтожили вражеский броневик

Под Новотроицким украинские бойцы уничтожили вражеский броневик

У вас есть проблемы с обеспечением: техникой, боеприпасами, едой?

Нам надо довольно немного. Нужны – еда, вооружение и вода. С этих проблем нет. Конечно, всем хочется по личному танку и авианосцу, а так особых жалоб нету. По сравнению с прошлым летом, когда я попал в зону АТО, гораздо легче стало с формой, с берцами. Прошлым летом, например, 90% людей ходило в нештатных ботинках, теперь, когда смотрю на своих ребят, то вижу, что 70-80% уже тех, которым выдали. Это приятно. Боец не переживает о том, как заказать у волонтеров или поехать на рынок купить берцы непонятного производства.

Голодным не останется никто и никогда. Еды выдают не скажу, что много, но по норме, сколько полагается. У нас естественным образом формируется запас. Конкретно на нашей позиции вода привозная, потому что мы, грубо говоря, в горах находимся. Командование обеспечивает, по запросу привозят, все нормально. Хватает воды и для приготовления пищи, и для питья, чтобы покупаться и постирать вещи.

Происходит ли ротация вашего подразделения? 

Наш батальон находится в зоне АТО, дай бог памяти, с октября 2014 года, если я не ошибаюсь. Моя рота состоит где-то на 70% из пятой волны мобилизации, и я тоже. С прошлого июня рота не вылезает. Сначала держали полтора километра в другом месте, потом нас перебросили сюда. Наш 41 батальон и вся 72 бригада скоро будет два года как без ротации. У основной массы моих бойцов где-то в середине июня будет год, как они попали сюда. Нас бы и рады поменять, наверно, но слишком большая линия фронта и слишком много людей, которые не взяли повестку и не подписали контракт.

Просто не хватает людей?

Да. Ребята здравомыслящие у нас. Понимают, что если не на кого менять, то значит надо оставаться.

Приезжают ли к вам наблюдатели от ОБСЕ? Фиксируют нарушения перемирия?

Конкретно на нашу позицию не приезжают, к нам довольно сложный подъезд. В соседние подразделения приезжают, что-то фиксируют, но я лично с ними не общался.

Вылазка противника под прикрытием БМП была поводом для их приезда?

Скорее всего, что да. Возможно, они это фиксировали, находясь возле штаба батальона, это недалеко – видно и слышно все, но у меня такой информации нет, и конкретно у себя их не видели.

Вы как человек, который непосредственно находится на линии фронта, как относитесь к Минским соглашениям?

Мое личное отношение, как маленького лейтенанта, такое. Пока до середины августа прошлого года, если я не ошибаюсь, не было объявлено очередное перемирие и запрет на стрельбу артиллерией, мы выгребали в день по 60-80 мин на наши позиции. Было очень трудно - побитая техника, побитые вещи, все горело. После того, как заключили перемирие, как бы его не ругали, гораздо тише стало, отвели танки и артиллерию.

Перемирие нужно?

Пока нужно. До момента, пока мы не накопим достаточно сил и средств, чтобы переломить ситуацию в свою сторону. Если бы мы сейчас воевали только с беззащитными шахтерами и трактористами, мы бы могли им надавать по ушам и прогнать до границы. Все знают, что происходит, когда все начинает получаться. Россия вводит регулярные части и все заканчивается. С российскими кадровыми военными мы не совсем готовы воевать. Учимся только.

Похожие темы:

Следующая публикация