Сейчас Молдова – захваченная частным лицом страна

Сейчас Молдова – захваченная частным лицом страна

Фото: gagauzmedia.md

Эксперт уверен, что в стране нет политической элиты.

Молдова вошла в острый политический кризис, который может развернуть государство на Восток. Попытки президента назначить премьер-министра еще больше активизировали митинги. После Нового года протестующие успели избить известных местных политиков, ворваться в здание парламента и напомнить властям о высоком уровне коррупции. Разобраться в ситации в соседней с Украиной республике ТСН.ua помог известный политик, политолог Оазу Нантой. 

Оазу Нантой на последних местных выборах баллотировался на должность главы Кишинева, но потерпел неудачу. Он активно поддерживает изменения в Украине, выступает против агрессии России и уверен в поражении "русского мира". 

Оазу Нантой родился на Буковине. Он отлично владеет молдовским, английским и украинским языками. В начале разговора он просит говорить по-украински, напоминая о своих корнях. 

 

- Оазу, що відбувається в Молдові і поясніть причини кризи?

- Сразу скажу, что самая сложная проблема - это прогнозы. Вы предлагаете мне бесплатно быть пророком в собственной стране. Но я начну с диагноза проблемы, потому что, как я говорил многократно и на местном информационном рынке, для того, чтобы лечить болезнь, нужно поставить правильный диагноз, и этот диагноз может не совсем приятно звучать для пациента, и в данном случае - это молдавское общество. Диагноз следующий: в настоящее время Республика Молдова является захваченным государством, то есть, частное лицо, которого зовут (Владимир) Плахотнюк, контролирует генеральную прокуратуру, центр по борьбе с коррупцией, юстицию, медиа-холдинги, еще и прикупил в придачу парламент, в котором методом коррупции и шантажа создал большинство из 57 депутатов при общем количестве - 101 депутат. Еще в резерве у господина Плахотнюка есть 7 депутатов от бывшей партии коммунистов, которая по его повелению раскололась и 14 депутатов перешли к нему в так называемую Демократическую партию Молдавии, создав социал-демократическую платформу. Дело дошло до того, что после того как господин Плахотнюк заказал отставку у правительства (Валерия) Стрельца 29 октября, он захотел лично стать премьер-министром, то есть выйти с тени и стать премьер-министром.

Фото: Getty Images

14 декабря 2015 года представители Демпартии - у нас так называют ОПГ - пришли к президенту, и как потом он заявил, на него оказывалось грубое давление, в том числе посредством шантажа его и членов семьи, чтобы президент подписал указ о назначении господина Плахотнюка на должность премьер-министра. В эту историю, к сожалению, вовлечен и Конституционный суд, который очень фривольно истолковал конституцию Молдовы и обязал президента страны согласиться с тем кандидатом, которого предложит парламентское большинство в случае его конституирования. Так получилось, что по поводу Иона Стурзы, который изначально был предложен президентом как противостояние господину Плахотнюку, парламент даже не собрался, по указанию того же Плахотнюка. Потом, после интриг определенных кандидатов, на должность премьера стал господин Павел Филип, который является членом команды Плахотнюка, которого все рассматривают не как самостоятельного премьера, а как исполнительного человека, который будет находиться в услужении господина Плахотнюка вместе со всем правительством. Соответственно такая ситуация спровоцировала недовольство и протестные настроения в обществе. У нас сейчас, по моему разумению, патовая ситуация. С одной стороны, мы формально имеем правительство, которое не пользуется поддержкой в обществе и имеем господина Плахотнюка, который в общественном мнении стал символом зла. Не знаю, какие уголовные деяния ему можно приписать, но то, что у него самый высокий антирейтинг - это факт. С другой стороны, мы имеем общество, которое кипит от негодования из-за всего того, что миллиарды украли и у власти находятся воры, а какой-то альтернативы создать не получается.

Акции протестов не могут быть направлены против зданий. Они должны привести к изменениям политической ситуации, но какие изменения могут произойти, я пока не готов говорить, потому что, к сожалению, ситуация патовая, и куда кривая выведет я не могу сказать.

Другое дело, что такой вялотекущий политический кризис нам гарантирован. Как минимум, когда есть непопулярное правительство и ненавидящее его общество. Ну, а более позитивные варианты пока рано предсказывать.

- Як ви оцінюєте новий склад уряду? Новообраний прем'єр-міністр Молдови заявив, що він продовжить курс на європейську інтеграцію і уряд далі йтиме цим шляхом. Це вдасться зробити в умовах, які сьогодні склались?

- Это абсолютный нонсенс, то что сказал новоявленный премьер-министр. Я повторюсь, когда власть берется подкупом и шантажом, то ожидать того, что она будет внедрять европейские стандарты - это все равно, что убийцу делать воспитателем или педофила делать воспитателем в детском саду. Это все театр, рассчитанный на внешнего зрителя, что западники согласятся с так называемой стабильностью Молдовы, потому что вот эти обещали сохранить курс реформ. Но это элемент внутренней игры. На внутреннем политическом рынке никто уже не верит в подобные заявления.

- Який ваш рецепт виходу з політичної кризи. Що можна зробити ще?

- Дело в том, что легко и просто указывать пальцем на кого-то (в данном случае на господина Плахотнюка) и делать его символом зла. Остается открытым вопрос, как мы допустили, чтобы деградация политической ситуации, политического класса в Молдове упала до такого уровня. И если теперь говорить о том, что делать, то мяч на стороне молдавского общества. Если общество согласится с пассивной ролью придатка молдавского варианта демократии, тогда к кому претензии? Если же общество не согласится с этим статусом-кво и произойдет консолидация общества на основе каких-то новых политических проектов, тогда, может быть, можно будет говорить с большей долей оптимизма о самом проекте молдавской государственности и о преодолении этого кризиса, в первую очередь морального кризиса, который был спровоцирован.

Фото: Getty Images

- Скажіть, будь ласка, наскільки в політичній еліті країни і в суспільстві є загроза або ідеї реваншу проросійських сил, що може призвести до розвороту Молдови не у бік Європи, а у бік РФ?

- Во-первых, термин "элита" можно применять в области животноводства, но не в области политики. У нас нет элиты, у нас есть коррумпированный, продажный политический класс. Теперь, нас пугают "рукой" Москвы. В 2013 году нас пугали тем, что придут к власти коммунисты и не позволят ратифицировать в Вильнюсе соглашение об ассоциации с Евросоюзом (где господин Янукович отказался его подписывать). В 2014 году нас пугали Путиным. Сейчас нас опять пугают "рукой Москвы", и теперь я хочу сказать три вещи. Первое, я народився в Україні і коли я побачив, що сталося з ненькою-Україною після серпня 2013 року, я зрозумів, що найбільш небезпечна пропутінська партія - це партія корумпованих політиків і функціонерів. Тоже самое и в Молдове, самая сильная деструктивная партия в Молдове - это партия коррумпированных политиков и функционеров, которые разворовывают страну, которые крадут любые моральные ценности и уничтожают в этом обществе и все сводят к how much. Поэтому, если мы действительно хотим избавиться от "руки Москвы" это нужно поднять попу и не воровать, это как минимум. Второй момент, когда меня пугают рукой Москвы, я в качестве пенсионера сначала хочу, чтобы мне вернули украденный миллиард, а потом пугайте. Потому что, вы хлопцы украли этот миллиард, а сейчас пугаете меня Москвой. Нет, вы сначала верните миллиард, а потом я может испугаюсь.

Третий момент, это я сейчас говорю не как политолог, а как человек, который первый раз участвовал в акции протеста 10-го ноября 1989 года, если какая-нибудь политическая бл*дь придет в парламент и скажет, что мы должны расторгнуть соглашению ассоциации с Евросоюзом, то она вылетит через окна, не успевши себе перо вставить.

Знаете, жизнь изменилась. Во-первых, Украина выстояла, во-вторых российский рубль в свободном пике и русский фашизм обречен на деградацию, а в-третьих, мы не можем изменить географию, когда треть наших доморощенных политических бандюков уже ходят с румынскими паспортами, будучи гражданами ЕС. Это все политический лохотрон, не более того.

- Фактор внутрішній, я маю на увазі Придністров'я та Гагаузію, наскільки ці регіони можуть скористатися нестабільністю всередині Молдови і вибивати собі додаткові права?

- Знаете что, народное собрание Гагаузии приняло в первом чтении бюджет на 2016 год. 55% этого бюджета - это дотации с центра. Поэтому, давайте сохраним чувство юмора. То, что есть группа людей, которая то ли по призванию, то ли за очень маленькие деньги бузит время от времени, то, что, к сожалению, на юге сохранилась какая-то изоляция по отношению к остальной территории и к остальному населению Республики Молдовы, и что там велик процент людей, которые воспринимают Путина как царя и Бога – это, конечно, проблема. Но это не столь серьезный фактор.

Были попытки спровоцировать в 2014 году более серьезную дестабилизацию, там с несколькими людьми побеседовали и они успокоились. Кроме того, насколько я знаю, я не выдаю секреты, но украинские дипломаты побеседовали и в Комрате, и в Тирасполе с местными представителями и объяснили пределы доброй воли украинского государства по отношению к тем, кто попытается выпрыгивать из штанов и кричать, что Путин наш царь и Бог.

Второй момент - это Тирасполь. Забудьте пожалуйста про Тирасполь. Это бизнес-проект, который выдыхается. С 1-го января 2016 года Тирасполь согласился выполнять соглашение зоны свободной торговли с Евросоюзом. Тот Шевчук, кокаинист несчастный, который называет себя президентом, уже никому не нужен, сидит себе тихо и пишет какие-то указы, которые только на туалетную бумагу годятся, и тот факт, что проблемы все еще есть, существует только потому, что Шевчук имеет бизнес-партнеров по воровству в Кишиневе, которые хотят вместе с Киевом запустить процесс мирного демонтажа этого обанкротившегося режима и мирной интеграции левого берега, 70% которого являются гражданами Республики Молдова.

То есть, после того как обанкротился проект "Новороссия", Приднестровье начало выдыхаться со всех точек зрения. В том числе и Россия теряет интерес к этому российскому форпосту, что наблюдается по тому факту, что Россия не дает им денег. Так что, давайте сохраним чувство юмора и поймем, что главная проблема - это коррупция, которая является раковой метастазой, поедает все признаки демократии, которые существуют еще в молдавском обществе. 

- І все ж, чого слід очікувати найближчим часом? Як ситуація, на Ваш погляд, буде розвиватися?

- Я опять же возвращаюсь к тому, что мы будем иметь ненавидимое обществом правительство и полностью скомпрометировавший себя парламент. Тот факт, что лидеру либеральной партии, который вчера еще был идолом масс, начистили морду у парламента, это конечно нельзя приветствовать, когда мордобой становится элементом политической жизни. Но в тоже время это говорит о том, что те партии, которые есть в парламенте, у них рейтинг ниже плинтуса. И такая конструкция не может быть долговечной. Как дальше будет ситуация развиваться - я не готов пока сказать. Это может зависеть, в том числе, от температуры окружающей среды, так как количество протестующих может превысить критическую планку.

- Поясніть українському читачеві, хто бере участь в акціях протесту в столиці? Це люди які представляють конкретні партії, це активісти або це люди, яким просто набридло ? Яким є обличчя цих протестів?

- Да у нас есть митинги, которые организовывают социалисты, наша партия, на тех митингах говорят больше по-русски, а те митинги, которые организовывает платформа, то там по-русски редко говорят, в основном по-румынски. Но было бы наивно считать, что на площадь выходят только ради каких-то лидеров. Уровень недовольства в обществе уже переступил красную черту и люди выходят на площадь из-за того, что достало, чи, як кажуть по-українськи, обридло.

Разговаривал Дмитрий Стефурак

Похожие темы:

Следующая публикация