"Газпром" планирует максимально уменьшить транспортировку газа по территории Украины.
Россия заявила, что после окончания в 2019 году контракта с Украиной планирует максимально сократить объемы транзита газа в Европу по территории Украины. Это, соответственно, приведет к недополучению прибыли "Нафтогазом" и его дочерними компаниями, а газотранспортная система просто будет простаивать. Поэтому в "Нафтогаза" есть два плана, как выйти из ситуации и не остаться в убытках.
Об этом в интервью "Новому времени" рассказал главный коммерческий директор группы "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
"План А" заключается в том, чтобы "Газпрому" пришлось заплатить за свое решение обойти Украину. И мы как раз пытаемся этот план реализовать через иск (в Стокгольмский арбитраж) по контракту о транзите. Одно из наших требований - компенсация недополученной прибыли за недопоставки по транзиту, а второе - это пересмотр тарифа. Мы хотим, чтобы "Газпром" покрыл дополнительные расходы, связанные с ускоренной амортизацией украинской ГТС до конца действия контракта", - сказал Витренко.
Сейчас Украина должна предоставлять "Газпрому" для транспортировки мощность 110 млрд кубометров газа.
"А потом, с января 2020 года, россияне заявляли, что вообще перестанут транспортировать газ через Украину. То есть сейчас нам нужно сохранять в рабочем состоянии все эти большие трубы, необходимые для обеспечения такой мощности, а потом в один момент они окажутся уже не нужны. Значит, мы должны их амортизировать за тот срок, пока они востребованы. Амортизация ГТС - это расходы оператора, они учитываются в тарифе за транспортировку. Это стандартный европейский подход к формированию тарифов на транспортировку газа. "Газпром" должен их покрыть", - убежден Витренко.
В "Нафтогазе" требуют от "Газпрома" компенсации в случае отказа от транспортировки газа по территории Украины.
"Сейчас мы говорим "Газпрому": не хотите пользоваться после 2019-го - ваше право, но доплатите 16 млрд долларов. По новым тарифам, в том числе за ускоренную амортизацию. Не желаете платить за ускоренную амортизацию - забронируйте мощности, и не 5-20 млрд кубов, а значительный объем. И не на один год, пока вы "Северный поток-2" достроите, а лет на 15. Вот тогда Украина сможет пересмотреть тариф и не будет в него включить ускоренную амортизацию", - отметил Витренко.
Другое направление – убедить европейцев, что транзит газа в обход Украины является невыгодным, рискованным и опасным для окружающей среды.
"План Б" заключается в том, что мы пытаемся объяснить европейцам, что "Северный поток-2" - ненужный и опасный для них проект. Он политически мотивирован, в нем масса рисков для самих европейцев - от экологии до геополитики. Кроме того, мы подчеркиваем, что России нельзя позволять сначала нарушать европейское законодательство, а потом решать ей работать как ни в чем не бывало через "Северный поток-2". "Газпром" нужно сейчас вернуть в рамки европейского законодательства. Сегодня они злоупотребляют своим монопольным положением и зарабатывают несправедливо много, не только за счет Украины, но и за счет стран членов-ЕС", - подчеркнул Витренко.
Напомним, что российский "Газпром" увеличил транзит газа в Европу по территории Украины до самых высоких показателей за последние пять лет.
"Объемы транзита российского природного газа по газотранспортной системе Украины за первые пять месяцев 2017 года выросли на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и на 64% по сравнению с этим периодом 2015 года. Это рекордный объем транзита за последние пять лет: он почти на 9 млрд куб. м превышает средний объем транзита за январь-май в 2013-2016 годах", - констатирует оператор газотранспортной системы "Укртрансгаз".
В "Нафтогазе Украины" подчеркивают, что "без украинского прямого потока Россия не может гарантировать бесперебойную транспортировку собственного газа в Европу".
Будет ли Украина покупать газ у России в ближайшее время, читайте на ТСН.ua по этой ссылке.