Строительство "Северного потока-2": какие преференции стремится получить Берлин и почему Путин не откажется от проекта при любых условиях

Строительство "Северного потока-2": какие преференции стремится получить Берлин и почему Путин не откажется от проекта при любых условиях

Фото: Associated Press

ТСН удалось попасть на строительство газопровода.

Еще одним серьезным вызовом для любого, кто станет главой государства в следующие 5 лет, станет украинская газотранспортная система, которая до сих пор существенно пополняла госбюджет, а сейчас на глазах превращается в металлолом.

Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

Одна труба ежегодно прокачивала до 100 миллиардов кубометров российского голубого топлива - и это приносило украинской казне до 3 миллиардов долларов в год. А это 84 млрд гривен - сумма равна заложенной в бюджет на содержание армии, например. Но сейчас есть большая вероятность, что этих денег мы больше не увидим, а взамен получим кучу железа, которое никто не будет содержать себе в убыток.

И дело не только в том, что 31 декабря заканчивается 10-летний договор о транзите российского газа через территорию Украины. А подписание нового Кремль затягивает. "Газпром" уже заявил о намерении сократить транзит через Украину в 10 раз - до 10 миллиардов кубометров. А такие объемы не покроют расходов даже на содержание трубы.

Да и эти заявления - лишь прикрытие для Европы, чтобы замаскировать настоящий план: полное уничтожение украинской газотранспортной системы, которая имеет все, чтобы доставлять в Европу 146 миллиардов кубометров газа.

И для этого у Кремля уже наготове три ствола: "Турецкий поток", "Северный поток" и "Северный поток-2". После запуска "Северного потока-2" - фактически ненужными станут ГТС Украины, Польши и других стран Восточной Европы и Балтии. И это будет мощным ударом по экономике.

Но для Путина газ - давно не вопрос экономики. Российский газ - инструмент жесткого политического шантажа. И удачный способ перессорить Европу.

В ЕС это понимают. И пытаются защищаться. На этой неделе Европарламент одобрил обновленную газовую директиву. По ее правилам, не только ни одна европейская компания не может одновременно добывать, транспортировать и продавать газ. Но и компании за пределами ЕС. И это должно создать проблемы "Газпрому". Потому что в случае с "Северным потоком-2" он сам крепко держит все в одних руках.

Сейчас же трубопровод строят бешеными темпами: 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Сдать планируют 31 декабря. А уже с первого января ввести в эксплуатацию.

Каждая труба "Северного потока-2" 12 метров длиной и 12 тонн веса, а после покрытия бетоном вдвое тяжелее. Технология хоть и отработана, но в разы опаснее наземной эксплуатации. Обслуживание под водой требует принципиально других и более затратных технологий. На кораблях трубы спаивают и опускают на дно моря. Так прокладывают по три километра ежедневно.

Городок Любмин в заливе Грайфсвальда – спокойный живописный курорт, где живет около двух тысяч жителей. Из Берлина, что в 250 километрах отсюда, едут дышать морским воздухом и кушать хрустящие булочки с рыбой. До России отсюда по воде далеко, более 1200 километров. И лояльности к преемнику СССР у жителей некогда советской части Германии , так называемой Германской демократической республики, и до сих пор много.

"Я за проект. Очень просто. Я всегда имела с Россией прекрасные отношения. Да, в ГДР. И раньше, и сейчас – всегда могла им доверять", - рассказывает местная жительница.

Впрочем местную окружающую среду проект попортил уже через шесть дней после старта строительства. На побережье обнаружили кучи пластика, вероятно токсического. Загрязнение от строительной техники тоже прогнозируемая вещь.

Прокладывать трубу по подводной части Германии было особенно сложно. Здесь в основном мелкое морское дно, местами 4-5 метров. А еще это полностью заповедная зона. И несмотря на протесты экологов почти 160 км двойной нити газопровода по дну Балтийского моря уже проложены. Осталось 16 по территории Дании – кстати, это единственная страна, которая разрешение на строительство "Северного потока-2" еще не давала.

Стыковочная станция Любмин - то место, где российские трубы будут выныривать из вод Балтийского моря. Уже устанавливают шесть вентилей. Если их закрутить, движение российского топлива можно будет остановить за минуту. Однако здесь не хотят останавливать газ, а как можно быстрее запускать. По плану, в начале 2019 года. Безразлично, что разрешения от Копенгагена на строительство возле острова Борнхольм нет.

"Сейчас у нас в проработке в Дании находятся два запроса о двух разных маршрутах газопровода. Мы исходим из того, что один из маршрутов согласуют самое позднее летом, чтобы мы вовремя достроили проект", - отмечает представитель “Северного потока-2" Штеффен Эберт.

Сейчас корабли кладут трубу в водах Швеции. "Северный поток-2", как и первый, состоит из двух параллельных ветвей, каждая нить диаметром в метр 20 сантиметров. То есть "Поток-2" – это две трубы по 1200 километров каждая. Более 700 километров уже готовы, в общем четверть общей протяженности.

Такую спешка легко понять. Над трубой висит меч, дамоклов меч санкций Соединенных Штатов. Республиканский сенатор Линдси Грэхем называет их "адскими". Законопроект только находится на рассмотрении комитетов и палат Конгресса. Это пакет дополнительных финансовых и энергетических ограничений. Под раздачу могут попасть европейские фирмы-подрядчики, замену которым найти непросто. Чтобы избежать санкций, европейские лоббисты ринулись в Вашингтон спасать ситуацию.

Впрочем Кремль продолжит прокладывать трубу любой ценой. Как уже произошло с "Северным потоком-2" – в отличие от первой трубы, которая является совместным предприятием с европейскими компаниями, "Поток-2" - полная дочка "Газпрома".

"Российское руководство хочет достроить проект. И Путин продолжит его даже, если будут новые санкции и даже если "Газпрому" придется полностью оплачивать строительство из своего кармана – даже тогда они не остановятся", - отмечает немецкий политолог Штефан Майстер.

Долгое время правительство Ангелы Меркель называло "Северный поток-2" проектом сугубо коммерческим. Надеялись, что строительство пройдет тихо и без лишнего шума. Просчитались – российско-немецкая труба привела к напряженности с США.

Остановить "Поток" пытались и Еврокомиссия, и Европарламент, а последней наперекор Берлину вдруг выступила Франция. Париж был готов поддержать намерение румын, которые сейчас председательствуют в ЕС, и распространить европейские правила и на газопроводы вне ЕС, которые, однако, до Евросоюза доходят. По правилам – ни одна компания не может одновременно транспортировать, добывать и продавать газ. Так труба могла бы полностью потерять для "Газпрома" свою ценность.

И тут Ангела Меркель показала, что готова бороться за российский проект как львица.

"Какая разница, каким газопроводом мы получаем российский газ и как это отвечает на вопрос, зависим ли мы от России? И даже вам так скажу – односторонней зависимости от России не хочет никто. Но даже во времена Холодной войны, когда я была на стороне ГДР и получала российский газ, этот самый газ получала и Западная Германия! Поэтому я не знаю, почему современные времена стали настолько хуже, что мы уже не можем признать Россию партнером", - заявила она.

Немецкие СМИ описывают, как дипломаты из Берлина звонили в Бухарест и железным тоном объясняли немецкие интересы. И вскоре в Брюсселе объявили о компромиссе. Правила будут, но в случае "Северного потока-2" за их выполнением будет следить не Брюссель, а Берлин.

"То есть Германия сможет также договариваться и об исключениях из правил. И это запасной выход, если из действующего законодательства нужно будет сделать исключение", - отмечает Штефан Майстер.

И даже острая дискуссия в Евросоюзе не замедлила процесс строительства.

"Новые правила ЕС могут уже впоследствии повлиять на работу газопровода. Но не было такого момента, чтобы именно процесс строительства оказался под вопросом. С самого начала и до сих пор мы работаем в соответствии с разрешениями, правом и законом", - объясняет спикер строительства.

Наибольшую поддержку в правительственной коалиции Германии газопровод имеет у социал-демократов. За которыми возвышается фигура их однопартийца и бывшего канцлера Герхарда Шредера. И этот друг Путина оказался лучшей инвестицией хозяина Кремля. Уже второй десяток лет Шредер трудится в российских государственных структурах "Газпром" и "Роснефть". Берлинские социал-демократы не видят в этом ничего подозрительного.

"Вы знаете, Шредера критикуют те, кто хочет придраться к нему, но не может, потому что он был очень успешным канцлером. Поэтому они пытаются найти хотя бы что-то, чтобы покритиковать. Это его решение и его надо уважать", - объясняет пресс-секретарь фракции СДПГ по вопросам энергетической политики Нильс Шмид.

Но крупнейшие немецкие критики проекта – оппозиционная партия Зеленых, прекрасно понимает – без мощного лоббирования "Северный поток" не состоялся бы.

"По моему мнению этот проект был бы невозможен без Герхарда Шредера и его работы как во главе немецкого правительства, так и после каденции канцлера. Этот проект никогда бы не получил столь большого политического значения в широких кругах немецкой политики", - подчеркивают там.

А это уже другой газопровод, который строят на суше. Его подсоединят к "Северному потоку-2" и эта труба должна пройти по восточной Германии до границы с Чехией. И собственно по ней российский газ хотят пускать в Чехию, Австрию, другие страны Центральной Европы, те страны, которые сейчас свой газ получают по украинской трубе.

"Цель немецкой газовой индустрии стать главным европейским газовым хабом, через который будет происходить распределение газа", - объясняют в партии Зеленых.

Остальной украинский транзит сможет заменить "Турецкий поток" мощностью свыше 30 миллиардов кубометров, который также спешат закончить в 2019 году. Как раз тогда истекает соглашение о транзите газа через Украину. Официально Германия настаивает, чтобы Украина сохранила роль транзитера. Впрочем понятно, что здесь Берлин делает просто дипломатические реверансы.

"Цель Путина – это отключить Украину, чтобы заменить украинскую газотранспортную систему. И так ослабить переговорную позицию Украины в других вопросах. Путин никогда не согласится давать письменные или юридические гарантии. Он будет делать вид, что это возможно. Но даже при каких-либо гарантиях я очень сомневаюсь, что они будут иметь какое-то значение", - подчеркивает немецкий политолог.

Похоже на то, что строительство трубы "Северный поток-2" завершат. Впрочем как бы не выглядело все безоблачно для Кремля, запуск газопровода может показаться сложным. Германия хоть и завоевала себе роль энергетического полицейского в вопросах "Северного потока-2", в конце все договоренности утвердит Еврокомиссия.

Европейский парламент утвердил новые правила рынка газа, которые будут распространяться на трубопроводы из стран, не входящих в состав ЕС, в частности, на газопровод "Северный поток-2". И тогда у "Газпрома" могут возникнуть трудности заполнить трубу на 100 процентов. Впрочем "Поток" подмочил имидж Берлина: стало очевидным, что деньги победили и экономические принципы, и экологические нормы, и политическую преданность партнерам в ЕС и Западному миру, и даже страх перед войной. Которую Россия уже ведет в Европе, а после уничтожения украинского газопровода теряет последние преграды для прямого удара.

Наталья Фибриг

Похожие темы:

Следующая публикация