Небратская цена. Глава "Нафтогаза" рассказал, что означает победа Украины в суде против "Газпрома"

Небратская цена. Глава "Нафтогаза" рассказал, что означает победа Украины в суде против "Газпрома"

Фото: Getty Images

В случае окончательной победы у правительства будут основания для снижения тарифов.

Арбитраж в Стокгольме на этой неделе стал на сторону "Нафтогаза Украины" в его споре с российским "Газпромом" и фактически сохранил Украине больше 40 миллиардов долларов, которые хотел получить российский газовый монополист.

Об этом говорится сюжете программы ТСН.Тиждень.

Сумма на самом деле настолько грандиозная, что миллиард туда, миллиард сюда, как пишут разные источники, уже не принципиально. Деньги, которые требовал от Украины российский "Газпром" - это где-то половина всего внутреннего валового продукта. Эти фантастические 47 миллиардов, которые требовал "Газпром", можно объяснить на примере украинского бюджета. Чтобы расплатиться с Россией, Украина должна была бы на год прекратить финансировать армию, школу, медицину, отменить все зарплаты и пенсии и еще остались бы должны.

По мнению "Газпрома", по тысяче долларов фактически ему должны были отдать все 42 миллиона жителей Украины, даже инвалиды и младенцы. И все эти долги за то, что Украина вообще не покупала газ в России. Однако принцип "бери или плати" записан в газовом контракте от 2009 года.

Газ как оружие: последствия решения Стокгольмского арбитража по делу "Нафтогаза" против "Газпрома"

Газ как оружие: последствия решения Стокгольмского арбитража по делу "Нафтогаза" против "Газпрома"

Руководитель НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев в прямом эфире ТСН.Тижня объяснил, что означает решение арбитража и что будет дальше.

- Россия настаивает, что решение арбитража на этой неделе - промежуточное. И что конкретных цифр еще не видели. Мало того, утверждают, что Украина таки будет за что-то платить. У них есть основания так говорить?

- Нет. Таких оснований в них говорить нет. И они некорректно используют термин. Это решение не промежуточное. Это отдельное решение. И это решение уже четко говорит, что за газ, который Украина не отбирала (но Россия настаивает, чтобы мы платили по принципу "бери или плати"), мы платить не будем ничего. Второй важный элемент – нам удалось пересмотреть цену с 2014 года. Это означает, что все объемы газа, которые "Нафтогаз" покупал у российского "Газпрома", от этого периода времени "Газпром" должен будет нам компенсировать определенную сумму. Окончательные расчеты компенсации займут, по моим оценкам, примерно два-три месяца. Но наиболее важно – окончательные расчеты, которые будут так же включать второе дело, транзитное дело, результаты которого мы ожидаем так же в ближайшее время, они подведут окончательную черту под вопросом, кто, кому и сколько должен.

- То это и есть окончательное решение, которое ждет Украина?

- Мы ждем два окончательных решения – в деле поставки газа, в котором было первое отдельное решение, и ожидаем решение по транзитному делу, которое, по графику, должно быть до конца июня. Но, по нашим ожиданиям, это будет дольше, поскольку затянулось решение по делу о поставках газа.

- Есть ли у нас шанс на окончательную победу?

- Я считаю, что у нас очень хорошие шансы. Над этим работало много людей. Эта работа была действительно начата еще в апреле 2014 года совместно между правительством Украины, которое возглавлял Арсений Яценюк, и НАК "Нафтогаз Украины". Она была очень непростая. Но она дает свои результаты.

Хотел бы отметить, что это судебное дело имеет еще очень важный аспект в отношении "Газпрома". Украине удалось диверсифицировать поставки газа, мы стали (энергетически) независимыми. Я уверен, что если бы мы до сих пор зависели от "Газпрома" в поставках газа зимой, нас бы поставили перед таким же фактом, перед каким поставили Украину в январе 2009 года – или подписывайте, или прекратим поставки газа.

- "Газпром" - непростой партнер. Возможен вариант, что он не будет выполнять решение этого арбитража, и какие действия Украины в таком случае?

- Во-первых, это будет беспрецендентным решением для "Газпрома". Во-вторых, у "Газпрома" есть много активов за рубежом, на которые можно наложить арест, с ним можно бороться в других судах. Но, на самом деле, не это для "Газпрома" наиболее тяжелое. Для "Газпрома" наиболее тяжелое – признать факт того, что ту цену, которую господин Путин называл европейской, какой-то там "братской" или специальной для Украины, арбитраж пересмотрел в меньшую сторону. Что означает, что эта цена, которую мы платили до этого, не была такой. Не была братской и не была низкой, не была специальной. Вот для этого уже никакого суда не нужно. Это уже факт доказанный. Нравится это "Газпрому" не нравится.

- И что теперь с тарифами для населения Украины? В декабре Вы говорили, что если выиграем в Стокгольме, то эти тарифы можно будет снизить...

- На самом деле, это решение правительства. Я думаю, этот вопрос нужно задавать правительству.

- Заявление было Ваше.

- Заявление было наше о том, что будут основания. Но будет ли решение правительства о пересмотре тарифов, к сожалению, этого комментировать я не могу.

- А вы будете предлагать?

- Опять-таки – это вопрос к правительству. Они пересматривают тарифы, они устанавливают.

- К кому конкретно вопрос в правительстве?

- Я думаю, что это вопрос ко всему правительству. К Кабинету министров Украины, если быть более конкретным.

Коболев рассказал, как победа "Нафтогаза" против "Газпрома" повлияет на кошельки украинцев

Коболев рассказал, как победа "Нафтогаза" против "Газпрома" повлияет на кошельки украинцев

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Газовый конфликт Украины и РФ
Следующая публикация