Дроны для обработки полей и инновационные лаборатории. Как украинские agritech-стартапы привлекают инвестиции

В Украине насчитывается около 70 agritech-стартапов, находящихся на разных стадиях развития и фазах активности.

Отрасль Agritech, или аграрные инновации, — становится все более привлекательной, учитывая потребность человечества в продовольствии, постоянно растет. За последние пять лет инвестиции в agritech-стартапы выросли почти в десять раз и достигли более $3 млрд в год. Главным рынком остаются США (почти 50% всех инвестиций в области). Среди лидеров также Нидерланды, Израиль, Германия, Индия и Китай. Украина, которая входит в топ-10 мировых экспортеров сразу нескольких самых популярных агрокультур, пока не может похвастаться развитым agritech-рынком: не более 10% отечественных агропредприятий внедряют высокие технологии.

Аgritech-стартапы по-украински

По оценке ассоциации AgTech Ukraine, в Украине насчитывается около 70 agritech-стартапов, находящихся на разных стадиях развития и фазах активности. Кроме них, на отечественном рынке инноваций работают интеграторы таких решений для агросектора:

мхп_іг

Сейчас в стране нет собственных венчурных фондов, которые помогали бы развивать технологии в АПК. Только частные инвесторы, такие как Евгений Уткин, который создал компанию KM Core, инвестируют в развитие агростартапов для нужд отдельных агрохолдингов. По оценкам экспертов, объем инвестиций в инновационность украинского агросектора достигает $4 млн. Самыми известными из отечественных стартапов являются, в частности, Agrieye, который привлек $200 000 от норвежского акселератора Katapult. Реализация проекта Drone.ua стала возможной при содействии частных фондов Великобритании, Польши и Молдовы. Гигантский дрон для обработки полей Kray Technologies получил средства от CIG.

Все чаще производители агропродукции заявляют о намерениях инвестировать в разработки украинских изобретателей и внедрять их в своей деятельности. Сегодня для агростартапів существует множество инкубаторов, которые способны их "дорастить" и даже внедрить. Самый известный такой проект — MHP accelerator, введенный в прошлом году агрохолдинг МХП совместно с Agrohub и Radar Tech. Цель проекта — соединить между собой сельскохозяйственный сектор и ИТ, чтобы идеи аграрных инноваций имели реальное воплощение в сельском хозяйстве Украины при поддержке ведущих участников рынка. Компания МХП стала платформой для воплощения лучших инновационных решений.

Андрей Карпюк, разработчик мобильной лаборатории для экспресс-диагностики безопасности продуктов BIOsens, уверен, что успех проекта зависит от предлагаемого продукта. "Если он решает проблему этой компании, то и наладить сотрудничество не составит труда. Но тут искусство заключается в том, как команде стартапа определить эту проблему в большой компании", — говорит он.

"Когда ты, как стартап, который еще не стал на ноги, получаешь такой проект — это дает тебе возможность обеспечить команду работой и заниматься средне - и долгосрочным развитием компании. Имеют значение опыт и экспертиза, которые мы получили от сотрудничества стартапа и потенциального заказчика разработки", — вспоминает Артем Беленков, директор компании SmartFarming, которая сегодня обслуживает сотни клиентов.

Первый агроакселератор

Разработками MHP accelerator заинтересовались инвесторы из Израиля — страны-пионера в сфере агротехнологий. Сейчас стартапы акселератора — одни из самых востребованных решений среди украинских компаний.

"Благодаря поддержке MHP accelerator мы пытаемся изменить страну. И это не только создание имиджа инновационной компании, но и реализация реальных проектов, направленных на продуманное, своевременное, эффективное внедрение инноваций в ней. Мы готовы не просто внедрять инновации ради инноваций, но и использовать их в повседневной работе, а также делиться опытом, экспертизой", — отметила Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций МХП.

В частности, только в МХП уже на коммерческой основе используются пять решений. Среди них METEOTREK — IoT-продукт для мониторинга погодных условий, планирование технологических операций в агропроизводстве и моделирование рисков возникновения заболеваний растений. Еще одна инновация — MobiMill направлена на разработку software - и hardware-решений, в том числе на диджитализацию бизнес-процессов в растениеводстве. Peoplemeter MHP применяется как "смарт-коврик" для удаленного контроля количества товаров на полках в магазинах, температуры и влажности, при которых хранится продукция, а также для измерения статических данных и контроля в пунктах продажи товаров. Также в МХП внедрена PROFEED — комплексная система контроля и управления процессом кормления животных на мясо-молочных фермах. Она помогает оптимизировать бизнес-процессы и рационально использовать корм. Еще одна важная инновация холдинга — Sovtes. Это — SaaS-платформа, которая способствует обеспечению прозрачности закупки транспортных услуг и обеспечивает контроль за доставкой груза до пунктов назначения.

Со стартапами активно работают и другие участники аграрного рынка. Например, по словам специалиста отдела точного земледелия компании New Holland Николая Чорноноса, в компании внедрены два стартап-решения: Topsoil Mapper от австрийских разработчиков датчиков для точного земледелия GeoProspectors и ISARIA от немецкой компании Fritzmeier.

Ксения Прожогина уверена, что навязать что-то, принудительно ввести и ждать положительного восприятия — невозможно. "Люди должны быть агентами изменений, понимать их важность, только тогда можно говорить об успешном и эффективном внедрении инноваций", — добавляет она.

Максим Бахматов, председатель правления Radar Tech, управляющий партнер UNIT.City, говорит, что у стартапов есть цепочка ошибок, которые идут одна за другой и мешают сотрудничать с крупными корпорациями в любой отрасли. Он отмечает, что стартапы часто недостаточно хорошо изучают своих конкурентов. Как следствие — не понимают и своего конкурентного преимущества, отличия, недостаточно четко могут сформулировать value proposition. "Отсюда стартапам совет: досконально изучайте своего клиента и знайте своих конкурентов, постоянно смотрите на свой сегмент рынка и старайтесь быть на несколько шагов впереди", — говорит Бахматов.

Свою эффективность стартапы еще предстоит доказать на практике. Однако их внедрение — первый шаг к важным изменениям агросектора, его обновления и повышения конкурентоспособности отечественной агропродукции на мировом рынке. Украина может стать платформой для воплощения агростартапов и составить достойную конкуренцию Кремниевой долине в этом направлении.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции