Человек должен работать там, где живет. Как аграрии помогают решить кадровые проблемы на селе

Мы разобрались, как крупным агрокомпаниям удается находить квалифицированных специалистов, мотивировать их и растить из них руководителей.

"На полях некому работать", "все уехали за границу", "квалифицированных специалистов на селе нет" — эти тезисы чуть ли не ежедневно звучат на кадровых форумах и различных тематических бизнес-встречах. Еще каких-то сотню лет назад в украинских селах проживало 82% населения и только 12% — в городах.

Сегодня ситуация в корне изменилась: сейчас в городах проживает около 70% граждан, в то же время количество сельских жителей неуклонно сокращается. И причиной этому является не только урбанизация, которая набирает обороты. С карты Украины ежегодно исчезает около двух десятков сел. Чаще всего деревни покидает трудоспособная молодежь в поисках работы и лучшей жизни.


Почти отсутствует развитие сельской инфраструктуры, целый ряд экономических, социальных и экологических проблем побуждают людей покидать родные дома навсегда.

Эту ситуацию пытаются исправить агропредприятия, производственные мощности которых находятся в сельской местности. Агропроизводители научились покрывать потребность в работниках за счет сельского населения, поощряя их оставаться на своей малой Родине, работать здесь и строить счастливое будущее, воспитывая детей.

ТСН.ua разбирался, как крупным агрокомпаниям удается находить квалифицированных специалистов, мотивировать их и растить из них руководителей.

Прожогіна
ТСН.ua
Ксения Прожогина

Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций агрохолдинга МХП:

— Опыт работы в крупной аграрной компании дает возможность утверждать, что сегодня, когда люди массово выезжают за границу, именно отечественный бизнес способен удержать их в стране. Для реализации этой цели нужно постоянно демонстрировать наглядными примерами реальность воплощения американской мечты в Украине. Учитывая тот фактор, что сегодня аграрный сектор — это передовая сфера украинской экономики, аграрии могут помочь государству решить несколько важных проблем.

Первоочередная задача — удержать людей, особенно молодежь, в провинции и в селах. Именно с этой целью уже несколько лет подряд МХП проводит конкурс "Село: Шаги к развитию". Основная цель такого проекта — развитие предпринимательства в сельской местности. Для этого объявляется конкурс на лучшие бизнес-проекты, которые будут обеспечивать новые рабочие места и развивать местную инфраструктуру. Победители получают денежный грант, который становится опорным капиталом для открытия или расширения собственного дела.

Первоочередная задача — удержать людей, особенно молодежь, в провинции и в селах. Именно с этой целью уже несколько лет подряд МХП проводит конкурс "Село: Шаги к развитию".
Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций агрохолдинга МХП

Также важными направлениями деятельности агрохолдинга является трудоустройство местного населения. Человек должен работать там, где живет. Для тех, кто не имеет такой возможности, в некоторых селах есть специально организован бесплатный трансфер, чтобы сотрудники не думали о том, как им добираться на работу. Кроме достойной зарплаты, нужно предлагать еще и социальный пакет, а также создавать для работников безопасные условия работы на высокотехнологичном оборудовании. Не менее важным является КСО бизнеса. Большие кампании просто обязаны инвестировать в развитие инфраструктуры территорий, на которых они работают.

Вторым важным заданием крупных аграрных предприятий является обеспечение работой выпускников аграрных и технических вузов, а также училищ и колледжей. Для того, чтобы молодежь не выезжала на сезонные работы за границу, необходимо внедрять стажировку, поощрять молодых специалистов интересными проектами, карьерными перспективами, возможностью самореализации и достижения успехов в профессии. Вместе с Центрами занятости наша компания постоянно проводит дни открытых дверей, экскурсии на производство, хакатоны для талантливых студентов, что способствует привлечению новых кадров.

Важен именно комплексный подход, который бы учитывал все сферы жизни человека и показывал преимущества работы в агросфере, возможные перспективы, в том числе и применения инноваций. Сегодня агро активно двигается и в этом направлении, и мы видим, что это привлекает молодых специалистов.

Ковальчук
ТСН.ua
Ольга Ковальчук

Ольга Ковальчук, директор по персоналу агропромхолдинга "Астарта":

— Общая инфраструктура в сельской местности часто не отвечает современным стандартам, к которым особенно тяготеют молодые специалисты. Поэтому наша компания присоединяется к созданию нового, более привлекательного "лица" сел. Помогаем общинам развивать социальную инфраструктуру: школы, садики, ФАПы, места отдыха, спортивные площадки. Участвуем и в таких масштабных проектах, как ремонты дорог, газификация или прокладки водопроводов.

Официальное трудоустройство и конкурентная зарплата — это must to be. Но не менее важная среда, в которой находятся и работают наши сотрудники. Инвестируя в развитие производства, мы одновременно заботимся о рациональности и комфорте пространства — и бытового, и производственного, и офисного. Это современно оборудованное рабочее место, санитарно-гигиенические условия и техника безопасности, питание для работников на производствах, медицинское обслуживание.

Мы видим, как быстро меняется мир, рыночные условия, технологии в агробизнесе, как происходит смена поколений. Бизнес реагирует на эти изменения.
Ольга Ковальчук, директор по персоналу агропромхолдинга "Астарта"

В "Астарте" внедрена система оценки и мотивации персонала, по которой происходит ежегодный пересмотр заработных плат, определение премий и планирование профессионального развития и обучения сотрудников. За 2018 год было проведено 520 учебных мероприятий и более 4 тысяч работников всех уровней прошли обучение по различным темам.

Мы видим, как быстро меняется мир, рыночные условия, технологии в агробизнесе, как происходит смена поколений. Бизнес реагирует на эти изменения. Мы сейчас проходим этап пересмотра миссии, ценностей, признаков корпоративной культуры. Акценты смещаются в сторону предпринимательства, открытости в коммуникации и принятии решений, взаимодействия поколений.

Агропредприятия традиционно считаются консервативными с жесткой иерархией. Но агро меняется вместе с миром, понимая, что управление изменениями и создание успешных продуктов и решений невозможно без пространства, в котором ценностью является проявление индивидуальных профессиональных талантов и интересов людей, где просто интересно работать.

Клочан
ТСН.ua
Лидия Клочан

Лидия Клочан, директор по персоналу агрохолдинга Harveast:

— Кадровый голод нужно не устранять, когда он уже возник, а предотвращать — с таким подходом работает на юго-востоке Украины агрохолдинг Harveast. Это одна из немногих компаний, которая формирует положительный имидж аграрной отрасли еще в школьной среде. Мы стараемся охватить все образовательные звенья: от школ до вузов, начиная профориентационную работу с момента, когда у детей только зарождается интерес к профессиям.

Нам важно моделировать их дальнейший карьерный путь, помогать им делать осознанный выбор. Ведь в школах сейчас не очень много внимания уделяют вопросам выбора профессий и еще меньше — популяризации аграрных специальностей. Наша образовательная система не учитывает профориентационное направление. Поэтому мы частично взяли на себя эту функцию в том регионе, где работаем. Нам, как агробизнесу, самостоятельно приходится менять имидж профессий, связанных с сельским хозяйством, показывать, насколько они сегодня технологичные и востребованные.

За четыре года профориентационными проектами Harveast охватил учащихся из более 30 школ Донетской области. Компания интегрирует тематику работы в сельском хозяйстве во все свои ключевые проекты, не только образовательные, но и социальные, например, в творческие конкурсы для детей.

Крупные агрокомпании активно привлекают различные ресурсы, чтобы удерживать лидерство на рынке и производить конкурентную продукцию. Однако этого мало, чтобы выиграть в борьбе за квалифицированные кадры.
Лидия Клочан, директор по персоналу агрохолдинга Harveast

Кроме того, Harveast на территории ведения бизнеса сотрудничает с несколькими профильными колледжами и высшими учебными заведениями. Обеспечивает их материально-финансовой поддержкой, курирует обучение и практику студентов, организует им встречи с представителями компаний, которые сами были студентами этих учебных заведений. На таких встречах специалист становится почти наглядным пособием: рассказывает, как жил в селе, почему выбрал аграрную профессию, как учился и попал в компанию, каких карьерных успехов достиг.

Крупные агрокомпании активно привлекают различные ресурсы, чтобы удерживать лидерство на рынке и производить конкурентную продукцию. Однако этого мало, чтобы выиграть в борьбе за квалифицированные кадры. Сейчас нужно менять отношение к жизни и работе в селе. Доказательством того, что это может быть перспективно и прибыльно, является развитие сельского предпринимательства. Но пока стереотип о том, что высокооплачиваемой и перспективной работы для молодежи нет, до сих пор работает.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции