Цены на автогаз: почему подорожало топливо, кто виноват и что будет дальше

Цены на автогаз: почему подорожало топливо, кто виноват и что будет дальше

Фото: УНИАН

За последние недели газ для автомобилей подорожал на 5 гривен.

На рынке автомобильного газа в Украине до сих пор продолжается паника. Ценники меняют каждый день. Если еще месяц назад этот вид топлива стоил 10,8-11 грн за литр, то в последние дни автогаз подорожал до 16,5 грн за литр.

Высказываются разные предположения - эксперты указывают на экономические факторы, а политики ищут сговор на рынке. Об этом пишет Deutsche Welle.

В Министерстве экономического развития и торговли Украины главной причиной подорожания автогаза называют его дефицит. Соглашаются с этим и обозреватели.

"Не может быть других причин, чем рыночные. Ажиотаж, спровоцирован, в частности, праздниками. Но цены начинают возвращаться в экономически обусловленное русло", - прокомментировал эксперт топливной "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн.

Бизнес и эксперты считают, что при отсутствии дестабилизирующих факторов, в частности политических, цены вскоре вернутся на предыдущий уровень.

Оптовые цены достигли своего пика, поэтому вскоре стоит ожидать падения стоимости. В этом убежден председатель компании GT Group Владислав Колодяжный, передает "Интерфакс-Украина".

"Мы смотрим на конец сентября - начало октября. Тогда два вектора, сокращение потребления и рост поставок, встретятся и рынок стабилизируется", - отметил он и указал, что при неизменной цене на нефть реальным является возврат к уровню прошлогодних цен.

Эксперты также указывают как одну из причин подорожания автогаза деятельность нелегального рынка, в частности в розничной торговле. Специалисты объясняют, что автогаз в Украину завозят легально, однако затем перепродают посредникам по "серым схемам" за наличные и дальше автомобилистам, часто непрозрачно.

"Параллельно идет поставка денег в конвертационные центры", - говорит Куюн и добавляет, что к этому привязаны целые схемы "не совсем законных" операций.

Долю теневого рынка оценивают на уровне не меньше 30%.

В Украине рекордно подорожал газ для автомобилей

В Украине рекордно подорожал газ для автомобилей

Частичную вину за подорожание возлагает на теневых торговцев и специалист киевского научно-технического центра "Психея" Сергей Рябцев. Он допускает, что именно нелегальные участники на фоне значительного спроса на сжиженный газ продавали его очень дешево. Сокращение поставок, соответственно, спровоцировало резкий всплеск цены.

Почему не хватает топлива, Куюн говорит, что были все рыночные причины предусмотреть дефицит, впрочем, попытки украинских трейдеров пополнить запасы не удались. Участники рынка отмечают, что дефицит топлива наблюдается и на рынках ключевых источников импорта в Украину - в частности, Беларуси, Казахстана и России, где цены также растут.

Газ из-за границы имеет для страны важное значение, ведь местная добыча, по данным консалтинговой компании UPECO, покрывает лишь около 20% спроса. Есть проблемы с транспортной инфраструктурой и с хранением. Эксперт в области энергетики Геннадий Рябцев объясняет, что "Укрзализныця" - один из важнейших перевозчиков для топливного рынка, - своевременно не смогла предоставить необходимое количество цистерн для его перевозки.

Быстро нарастить импорт из стран Европы, к примеру, из Румынии, - сложно из-за необходимости менять на цистернах колесные пары для перехода с узких европейских рельсов на широкие украинские.

Куюн также указывает, что с "Укрзализныцей" есть и другие проблемы: например с топливом для тепловозов, которые выполняют грузовые перевозки. Он говорит, что тендеры на закупку дизеля были аннулированы из-за борьби поставщиков. Специалист допускает, что госмонополия слишком благосклонна к фирмам с орбиты компании "Трейд Коммодити", которая стала активной на рынке в прошлом году, а сейчас поставляет нефтепродукты для Минобороны и "Укрзализныци". Журналистские расследования связывают эту компанию с близкими к президенту Украины бизнесменами-политиками Александром Грановским и Игорем Кононенко. Не обошлось без политики? О монопольном сговоре в соцсети Facebook написал депутат пропрезидентской фракции, экс-журналист Мустафа Найем.

"Еще в начале года на рынке сжиженного газа с молчаливого согласия правительства и администрации президента СБУ убила конкуренцию путем вдавливания ряда трейдеров", - отметил он.

Позже о возможности антиконкурентного сговора заявил и украинский премьер-министр Владимир Гройсман, а министр экономического развития и торговли Степан Кубив поручил профильным ведомствам провести соответствующие проверки.

Еще один экс-журналист и нардеп Сергей Лещенко говорит, что именно СБУ способствовала монополизации рынка. Он называет трейдера Proton Energy, доля которого, по его словам, благодаря действиям спецслужбы, выросла до 40%. По версии депутата, именно из-за требования санкций против трейдеров сжиженного газа на три с половиной месяца было заблокировано работу этого бизнеса, а импортеры понесли значительные убытки.

Впрочем, эксперты убеждены, что о политических факторах в подорожании газа речь не идет. Наоборот, подчеркивает Куюн, политики и чиновники пытаются использовать это в собственных целях. Он называет заявления о войне на рынке и призывы к протестам "манипуляциями и популизмом".

Одним из осложнений может стать лицензирование перевозки топлива. По новым требованиям, которые официально вступают в силу 1 сентября, разрешение от государства должен получить не только перевозчик топлива, но и компания-отправитель, компания-получатель. В общем, это принятая в Европе практика, впрочем, специалисты допускают, что в Украине она станет плодородной почвой для коррупции.

"Около 100 тысяч гривен стоит одна лицензия. На компанию таких надо две-три. И это может быть инструментом влияния, поскольку лицензию можно отозвать, а на новую может понадобиться два-три месяца", - объясняет Куюн и отмечает, что это может стать рычагом влияния на трейдеров.

Не хватает контроля за регулятором, отмечает он. Излишнее регулирование, добавляет он, совершенно не способствует развитию бизнеса.

"Кто возил, тот и будет возить, только теперь с лицензией", - резюмирует он и добавляет, что теневой рынок топлива в Украине новые шаги правительства не изменят.

Тем временем президент Украины Петр Порошенко заверил, что цены на автогаз снизятся во второй половине сентября.

Похожие темы:

Следующая публикация