Акции, бонусы и погоня за статусом: какие эмоции управляют украинцами во время покупок

Экономика расчета остается в прошлом, уступая иррациональному выбору человека.

Нобелевскую премию в области экономики получил Ричард Талер, который доказал, что мировыми рынками управляют не четкий расчет и научно доказанная целесообразность, а простые человеческие эмоции. Торговля же движется благодаря желанию получить хорошие эмоции при покупке товара, который здравый смысл никогда бы не дал разрешение приобрести, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Люди ведутся на акции и покупают за кругленькую сумму, например, годовой абонемент в спортивный клуб, а потом приходят туда лишь раз. «Во мне появился какой-то другой человек, который сказал – нет, тебе это не надо, жизнь слишком коротка», - признается его хозяйка. Это – типичная поведенческая экономика в действии, когда один человек в середине каждого из нас планирует, а другой – действует. Экономист Владимир Вахитов поясняет, что этот второй человек – всегда главный. И именно это дает возможность крупным банкам навязывать людям «золотые карты», которые не дают никаких реальных бонусов, магазинам продавать, например, дополнительную расширенную гарантию на бытовую технику и т.д.

ВидеоЧто побуждает человека покупать вещь, которая ему не нужна

Продавцы-консультанты в магазинах признаются, что абсолютное большинство клиентов при выборе товаров на самом деле сами не знают, чего хотят. Вместо купить действительно нужную вещь, речь идет о стремлении повысить свой социальный статус, выглядеть умнее других, но при этом люди очень не любят меняться и принимать решения. Реальный пример: ситуация с питанием детей в школах на Печерске. Две соседние имеют одинаковое бюджетное финансирование, но в одной не испугались перемен и согласились на шведский стол, тогда как в другой дети едят стандартные еще с советских времен завтраки. Хотя родители боятся новаций, учитывая детские склонности к сладостям, опыт показывает, что их на самом деле дети на шведском столе съедают меньше, а здоровую пищу потребляют чаще, тогда как в соседней школе минимум четверть обязательных одинаковых продуктов идет в итоге на помойку.

Простой сменой сервировки в первой школе добились почти полного отсутствия остатков и значительно повысили настроение ученикам. Экономист Вахитов говорит, что так же правительства в развитых странах пытаются увеличить поступления в бюджет, а корпорации – свои прибыли. Потому что поняли, что людям свойственно вести себя нерационально и даже откровенно странно, и из этого можно извлечь свою выгоду. В Украине же пока государство полагается исключительно на логику и просчет.

Корреспондент ТСН Нелли Ковальская

Оставьте свой комментарий

Аватар
Оставьте свой комментарий

Комментарии к посту

Последние Первые Популярные Всего комментариев: