Большая перемена Барби

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

После 59 лет своего существования знаменитая кукла наконец-то вышла за рамки бессмысленного образа стэпфордской жены.

Сегодня день рождения куклы Barbie. Нет, дата не круглая, 59 лет. Нет, никаких революционных технологий в производстве игрушек они не изобрели. Но именно к этой некруглой дате компания Mattel выпустила серию кукол, которая является маленьким, но очень важным шагом на пути к изменению мира. Серию, которую я впервые хочу купить не как коллекционер, а как мама.

Но начнем по порядку. Меня зовут Таня, мне 39 лет и я коллекционирую куклы Барби. Я та, кто на инсайдерском языке называется "взрослый коллекционер" и кто является основным потребителем этого продукта. Хотя бы потому, что в моей коллекции более ста кукол на сумму в несколько тысяч долларов. Я не одинока в этом хобби — по скромным подсчетам в мире около 40 000 таких же взрослых, как и я. Разного пола и разных национальностей.

Мы, кажется, знаем об этой кукле все и нас уже сложно удивить. Но в этом году в канун дня рождения Barbie компании Mattel это удалось: они запустили линию кукол-ролевых моделей. Персонифицированные куклы, такие как великая художница Фрида Кало, первая женщина-пилот Амелия Эрхарт, журналистка Мартина Войцеховска и еще 17 вдохновляющих личностей женского пола. И это именно те куклы, которые могут дать правильный пример подрастающей девочке. Браво, Mattel, наконец-то Барби вышла за рамки бессмысленного образа стэпфордской жены.

Кажется, историю возникновения этой куклы не знает лишь тот, кому эта тема совсем не интересна. И мне сейчас не хочется повторяться. Создательница Барби Рут Хэндлер задумала и воплотила ее как игрушку для девочек, и сегодня на упаковках игровых линий (есть  еще линии для коллекционеров, таких, как я) значится "от 3 до 14 лет". Между тем многие мамы не хотят, чтобы их дочери играли в Барби, и мне несложно их понять.

Несмотря на то что кукла ориентирована в том числе и на детский рынок, ее официальное определение — fashion doll, модная кукла. Для взрослого коллекционера — то, что надо. Например, в моем случае коллекция воплощает две моих страсти: к куклам, которые я люблю с детства, и моде, которая является частью моей работы почти 20 лет. А функция Барби в ней — быть разнообразными и красивыми мини-манекенами для демонстрации нарядов разных эпох. Но для трехлетней девочки — не думаю, что подходящая игрушка.

В пятидесятых, когда Рут Хэндлер придумывала, разрабатывала, тестировала и запускала на рынок свое детище, реальность была несколько другой. Многие американские женщины все еще были домохозяйками, пределом мечтаний которых было удачно выйти замуж и стать эдакой стэпфордской женой — наряды, особняк с бассейном, «Кадиллак». Все это и было, и остается у Барби: необъятный гардероб, трехэтажный розовый дом и не менее розовый лимузин — все атрибуты роскошной и праздной жизни. Прибавим сюда оторванные от реальности пропорции и получаем недостижимую мечту. Между тем мир вокруг куклы Барби за эти 59 лет изменился кардинально.

Не то чтобы компания Mattel не стремится идти в ногу со временем.  Первую "цветную" куклу компания выпустила на рынок еще в 1967 году. Прошел 51 год, американцы избрали Обаму президентом, молодое поколение вряд ли с ходу даст определение слову «сегрегация», но любой коллекционер Барби расскажет вам, как сложно купить куклу-афроамериканку. Почему? Ответ обескураживает: доля и тираж темнокожих экземпляров составляет 10-12% от общего количества кукол Барби, попадающего на мировой рынок.

Компания неоднократно выпускала серию кукол "Я могу быть... (кем угодно)". Но это были безликие и одинаковые куклы со стандартным лицом Барби, просто наряженные в костюмы врача, астронавта, пилота, президента. А маленькая девочка в своих фантазиях, по большому счету, и так ничем не ограничена. Не зная о существовании куклы Барби в начале 80-х, я хотела быть астронавтом.

Персонифицированные куклы компания Mattel тоже выпускает достаточно давно — первые появились еще в 90-х годах прошлого века. Но до сих пор это были известные актрисы и топ-модели. Выбор огромен: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Одри Хэпберн, Барбара Стрейзанд, Наталья Водянова.

Компания неоднократно выпускала серию кукол "Я могу быть... (кем угодно)". Но это были безликие и одинаковые куклы со стандартным лицом Барби, просто наряженные в костюмы врача, астронавта, пилота, президента

Хочу ли я, чтобы моя дочь играла с куклой Мэрилин Монро? При всем уважении к актрисе, это не та ролевая модель, с которой мне бы хотелось, чтобы рос мой ребенок. После того, как в 2014 году продажи куклы Барби упали очень значительно, компания наконец-то пересмотрела свои взгляды на стандарты тела и выпустила уже несколько серий кукол с пышными формами (хотя по большому счету это просто куклы, по формам приближенные к стандартному женскому телу), высоких и низеньких. Но название этой серии... "Модница".        

И вот когда, казалось бы, от Barbie уже ничего не ждешь — пусть так и остается красивым мини-манекеном в разнообразных и ярких одежках, — Mattel вдруг совершает крутой вираж, и у меня, как потребителя, захватывает дух. Вот же она, кукла, которую я хочу подарить своей дочери.

Кэтрин Джонсон, персонаж более чем реальный, героиня драмы "Скрытые фигуры", темнокожая женщина математик и физик, служившая в НАСА еще во времена сегрегации. Вот та история, которую я хочу рассказывать своему ребенку, вот, что должно вдохновлять девочек. А вовсе не история о том, как в табачном киоске в Германии Рут Хэндлер увидела фигурку совсем не детской куклы (основным потребителем прототипа Барби были дальнобойщики). И как потом компания, основанная Рут, продала миллиард этих кукол маленьким девочкам по всему миру.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции