Война в Йемене: игра с огнём

Война в Йемене: игра с огнём

Фото: ТСН.ua

Голодных волков на пороге Йемена становится все больше, и угрожать они впоследствии могут далеко не одной стране.

Чиновники администрации президента Трампа неоднократно называли конфликт в Йемене опосредованной войной на чужой территории между Ираном и Саудовской Аравией. Таким образом они как бы оправдывали позицию Соединённых Штатов, вступивших в союз со страной, которую многие сотрудники американской администрации видят "нашим сильным союзником" против Ирана.

Ирония заключается в том, что предшественник Трампа, Барак Обама тоже рассматривал Йемен с исключительно иранской точки зрения, предоставляя коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, логистическую и информационную поддержку в обмен на согласие Эр-Рияда поддержать его ядерную сделку с Ираном.

Ирония заключается в том, что предшественник Трампа, Барак Обама тоже рассматривал Йемен с исключительно иранской точки зрения

Обоих президентов можно упрекнуть в том, что Йемен они принимают в расчет исключительно в свете взаимоотношений с Ираном. В обоих случаях с последствиями приходится разбираться — Йемену.

23 августа американское представительство в ООН прокомментировало в Twitter фотографию встречи между делегацией йеменских хути и генеральным секретарем "Хезболлы" в Бейруте так: "Эта встреча между "Хезболлой" и лидерами хути демонстрирует опасность угрозы регионального терроризма. Наемники Ирана в Ливане и Йемене представляют огромную опасность для мира и стабильности на всем Ближнем Востоке. Разведка должна озаботиться этим".

Это ложный аргумент, он замыкает всю вину за происходящее на хути: раз они террористы — все, что они делают, по определению плохо. Хуже того: поскольку их поддерживает Иран, у них нет других интересов в регионе, кроме продвижения иранской политики.

Выражаясь судебным языком, американское представительство в ООН давит на свидетеля (в данном случае на зрителя и слушателя). Его предпосылки не доказаны и вовсе не обязательно ведут к озвученным последствиям. Если отвлечься от попыток утвердиться в моральном превосходстве, мы вынуждены констатировать, что обе, точнее, все стороны этого конфликта имеют собственные интересы, преследуя которые совершают военные преступления против гражданских лиц, убивают и морят голодом детей. Чтобы закончить эту войну, ежедневно уносящую мирные жизни и разрушающую Йемен, два главных врага — хути и саудиты — должны прекратить поносить друг друга и вернуться к серьезным переговорам, предпринять необходимые шаги для деэскалации конфликта и наконец его остановить.

Не следует забывать о том, что этот конфликт имеет национальные, региональные и международные последствия. Иран играет на региональном и международном поле, однако до сих пор не был вовлечён во внутреннюю йеменскую борьбу за власть.

Тем временем внутри страны политический диалог в 2011-2012 годах не привёл к договоренности о разделении полномочий между главными силами: хути, бывшей правящей партией — Всеобщим народным конгрессом Йемена, — бывшей оппозиционной партией Ислах и Южным движением или Хираком, со всеми его ответвлениями.

Чтобы закончить эту войну, ежедневно уносящую мирные жизни и разрушающую Йемен, два главных врага — хути и саудиты — должны прекратить поносить друг друга и вернуться к серьезным переговорам

Заполнение пустоты, образовавшейся после свержения последнего йеменского президента Али Абдуллы Салеха в 2012 году — по-прежнему самая насущная проблема в Йемене. Это краеугольный камень любого мирного плана для охваченной войной страны. Все ещё не появился сильный и разумный национальный лидер, приемлемый для всех вооруженных формирований и политических партий, способный достичь настоящего перемирия, которое не только гарантирует всем сторонам места в будущем правительстве, но также станет компромиссом, успокаивающим их страхи и дарующим политические перспективы.

Такие фигуры есть и внутри, и вне Йемена, однако им понадобится серьёзная международная поддержка для того, чтобы добиться всех вышеперечисленных целей. Со всем возможным уважением к специальному посланнику ООН в Йемене Мартину Гриффитсу, эту должность должен занимать йеменец, а не иностранец, сколь бы светлыми ни были его намерения.

На региональном уровне кому-то придётся выставить из посудной лавки огромного слона под названием Иран. Саудиты жалуются на его вмешательство в йеменские дела уже лет десять. Забавно, что Салех, который в 2015 году вступил в союз с хути, потом отказался от него и был убит снайпером-хути 4 декабря 2017 года — делал то же самое, когда он начал шестилетнюю войну против хути в 2004 году, настаивая: за всеми их успехами на поле боя стоит Иран.

В обоих случаях, когда я работал в американском посольстве в Сане, мы искали доказательства, способные подтвердить наличие этого волка, о котором так много рассказывали, и не находили ничего, кроме пустопорожних слоганов и немногочисленных действительных контактов. Надо сказать, что в 2010 году ситуация изменилась — после того, как ВВС Саудовской Аравии вторглись в страну, чтобы поддержать Салеха в противостоянии с хути. Иран продолжил вмешиваться, когда коалиция, возглавляемая саудитами, начала войну с целью предотвращения расширения зоны влияния хути на юге Йемена после того, как они захватили Сану в 2014-м. Точно так же, как и в конце байки о пастухе и волках, Иран действительно начал помогать хути, несмотря на не особо эффективное присутствие США в Персидском заливе.

Безотносительно выгоды, которую извлекают из "иранского аргумента", все манипулятивные угрозы следует развеивать, поскольку необоснованные или даже частично обоснованные опасения могут приводить к такому же чувству незащищенности и таким же непредсказуемым последствиям, как реальные действия. Наращивание таких опасений — что старательно делают сторонники жесткого подхода из Израиля и США — это худшая стратегия для региональных и международных игроков. Это чрезвычайно опасная игра в любом регионе, тем более на крайне переменчивом Ближнем Востоке. Иран и Саудовская Аравия — две региональных суперсилы, ведущие холодную войну и соревнующиеся за первенство в Персидском заливе и за его пределами. Йемен — одно из тех мест, где холодная война разгорелась до настоящей и опасность того, что она выльется за пределы одной страны, крайне велика.

Йемен — одно из тех мест, где холодная война разгорелась до настоящей и опасность того, что она выльется за пределы одной страны, крайне велика

Несмотря на всю боевую риторику администрации Трампа есть серьезные сомнения в том, что Соединённые Штаты (в особенности Пентагон) хотят ещё одной десятилетней войны на Ближнем Востоке на своей совести. Более осторожным политикам (а в Вашингтоне, надо полагать, есть и такие) следует предложить необходимые гарантии и помочь Саудовской Аравии и Ирану достичь регионального модуса вивенди, расчертить дорожную карту, подобно той, которая не позволяла холодной войне между Советским Союзом и Соединенными Штатами перерасти в горячий конфликт свыше пятидесяти лет.

И, наконец, что касается международного уровня: действия всех больших игроков были продиктованы политическими реалиями и жаждой наживы, замаскированных под достижение моральных и законных целей. Обеспокоенность умирающими детьми и распространением эпидемий и голода, не говоря уже о терроризме, интересуют всех гораздо меньше выгодных оружейных сделок и инвестиций в пустынные миражи. Огромная ответственность тут, вне всяких сомнений, лежит на США и Великобритании.

Обе страны с удовольствием встали на одну из сторон конфликта, вместо того, чтобы выступить посредниками и прекратить его. Тем временем Китай и Россия, вместо дипломатической помощи в поисках компромиссных решений, только и ждут возможности вытеснить США и Великобританию с места основных поставщиков оружия в Персидский залив, и более того, уже предпринимают некоторые шаги в этом направлении.

Резюмируя, ни один из пяти обладающих правом вето постоянных членов Совета Безопасности ООН, способный повлиять на решение о войне и мире на Ближнем Востоке, не имеет в приоритете цели, с которой создавалась Организация Объединенных Наций. Возбуждение региональных страхов наряду с ожиданием, пока одна или другая сторона укрепится на месте при помощи силы — столь же аморально, сколь и неперспективно в далеком будущем. Голодных волков на пороге Йемена становится все больше, и угрожать они впоследствии могут далеко не одной стране.

Задача перед настоящими миротворцами — международными правозащитными организациями, гражданскими обществами и активистами в Йемене, США и Великобритании — стоит огромная и крайне сложная. Только от их давления зависит, удастся ли преломить сложившуюся ситуацию.

Читайте текст оригинала на the Atlantic Council

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела! 

Похожие темы:

Следующая публикация