Протесты в Праге: что стоит за цифрами

Протесты в Праге: что стоит за цифрами

Фото: ТСН.ua

Политическая апатия в Чехии никуда не делась. Однако недавние протесты показывают, что в стране еще тлеет — и разгорается — искра жизни.

Двести пятьдесят тысяч людей, которые собрались на протест в пражском парке Летна 23 июня — самый огромный протест в Чехии со времен Бархатной революции 1989 года, привлек внимание аналитиков со всего континента, которые теперь задаются вопросом: заставит ли это уйти в отставку чешского премьер-министра Андрея Бабиша. Несмотря на силу протеста, который объединил 2% населения страны, мало кто ожидает резких политических изменений, по всей вероятности протест останется всего лишь рычагом для мобилизации и подпитки гражданского общества в Чехии.

Первым знаком того, что перемен ждать не следует, стал боевой тон Бабиша 26 июня, перед тем, как его правительство не смогли отправить в отставку голосованием о недоверии. Небольшая партия, входящая в состав правящей коалиции, социал-демократы — решили поддержать Бабиша, несмотря на сильные внутренние противоречия. 

По всей вероятности протест останется всего лишь рычагом для мобилизации и подпитки гражданского общества в Чехии

Его правительству нет альтернативы. Согласно опросу, опубликованному 28 июня, партия Бабиша ANO (Akce nespokojených občanů — Действия недовольных горожан, акроним одновременно означающий "Да" по-чешски — прим. пер) выиграла бы выборы, набрав 29% голосов — опередив ближайшего соперника, Чешскую пиратскую партию, на 12%, а консервативную Гражданскую демократическую партию — на 14%. Кроме них, еще несколько партий вместе едва наберут 10% голосов. 

Хуже того, разобщенная чешская оппозиция выглядит неспособной и нежелающей найти внутри себя альтернативу Бабишу. Она собирается ждать развития ситуации, учитывая потенциальные конфликты интересов премьер-министра: ведь Бабиш твердо заявил, что в отставку подавать не собирается. Организаторы июньского протеста "Миллион моментов за демократию" — студенческая правозащитная группа — отказалась превращать движение в политическую партию. Они считают, что это ослабит ценности протеста и его посыл.

Четверть миллиона чехов вышли на улицы столицы требовать отставки премьер-министра

Четверть миллиона чехов вышли на улицы столицы требовать отставки премьер-министра

Пока некоторые протестующие призывали Бабиша уйти с поста, в целом демонстрация была посвящена другим требованиям, более важным для собравшихся. Они касались верховенства права, прозрачности политиков, конфликтов интересов и злоупотребления властью — в этом обвиняли Бабиша. Как писали многие местные газеты, протесты не просто стали канализацией возмущения оппозиции, они разбудили чешское гражданское общество.

И Бабиш и президент Чехии Милош Земан протесты осудили. Премьер-министр заявил: чем больше мы даем людям денег, тем меньше они удовлетворены. Президент отметил, что протестующие "оспаривают результаты выборов". И тот, и другой глубоко ошиблись в мотивации людей, которые вышли на улицы.

Тот факт, что многие протестующие приехали в Прагу из других мест, что редко случалось раньше, ясно показывает, насколько сильно взбудоражено общество. Вопросы гражданского достоинства и законности звучали не менее громко в ходе антикоррупционных протестов, сотрясавших Словакию на протяжении последних двух лет, и ставших причиной избрания на президентский пост юриста-правозащитницы Зузаны Чапутовой. Пока что в Чешской республике нет лидера с аналогичными политическими амбициями. Но он вполне может появиться к грядущим выборам 2023 года.

Пражские протесты приносят очевидный результат: давление на Бабиша усиливается. Чешская полиция готова начать уголовное расследование в отношении премьер-министра по делу о расхищении бюджетных средств в размере 2 млн евро при строительстве отеля и конференц-центра в южном пригороде Праги, которое осуществлялось одной из компаний, принадлежащих Бабишу.

Тот факт, что многие протестующие приехали в Прагу из других мест, что редко случалось раньше, ясно показывает, насколько сильно взбудоражено общество

Две аудиторских проверки, осуществленные Еврокомиссией, выявили наличие давнего конфликта при распределении дотаций, получаемых Чехией от ЕС на развитие сельскохозяйственного сектора. Одним из основных бенефициаров стала принадлежащая Бабишу компания "Агрофест" и ее филиалы. Немедленно вслед за этим пошли слухи (которые затем были категорически опровергнуты)  о том, что Чехии придется вернуть Евросоюзу 25 млн евро, однако аудиторская проверка все еще далека от завершения.

Бабиш заявил, что расследование инспирировано Брюсселем и направлено лично против него и всей Чешской республики с тем, чтобы его партия потеряла голоса на майских выборах в Европарламент. Партия ANO в итоге все же выиграла выборы, опираясь на евроскептиков и имитируя избирательную кампанию президента США Дональда Трампа, с лозунгом "Сильная Чешская Республика" на красных бейсболках. Лозунг не самый оригинальный, но весьма символичный для европейской кампании, основной целью которой, по идее, должно было бы стать объединение европейцев, а не их разобщение на почве национализма.

Пражские протесты внушают определенный оптимизм относительно состояния демократии и гражданского общества в Чехии. Если пробудившееся гражданское сознание заставит политические партии вести себя активнее и искать новые формы для обсуждения внутренних проблем страны, это будет означать, что протесты свою основную задачу выполнили. Однако в краткосрочной перспективе протесты лишь укрепили Бабиша в его позиции "один против всех", даже если это может пойти во вред позиции Чехии в Евросоюзе. Премьер очевидно рассматривает происходящее как попытку давления со стороны системы и укрепляется в своей решимости не уступать под нажимом.

Судя по тому, какой поддержкой пользуется партия ANO у чехов, очевидно, что свой кошелек их волнует куда больше любых глобальных политических вопросов. Увеличение пенсий и заработной платы для бюджетников, снижение платы за проезд в общественном транспорте — это популярные меры, которые многих заставили забыть о верховенстве закона. Политическая апатия, воцарившаяся в чешском обществе за последние годы, по-прежнему никуда не делась. Однако недавние протесты показывают, что в стране еще тлеет — и разгорается — искра жизни.

Читайте оригинал публикации на Atlantic Council

Похожие темы:

Следующая публикация