Лукашенко на трех стульях

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Господа, перестаньте воспринимать мир в тонах "зрада-перемога" — все немного (или гораздо) сложнее.

Последние несколько дней были полны сообщениями о Беларуси. Лукашенко резко высказался о РФ, в Беларуси поменялось правительство, потом беларуский президент вновь прошёлся по "российским соседям". Одним словом, событий много, что ожидать неизвестно.

Признаться, думал вначале написать более-менее серьёзный текст с детальным объяснением сильных и слабых сторон назначенцев. Но первые же вопросы журналистов, читателей моей ленты в ФБ поставили в тупик.  Как вам, например, примерно такой пассаж: "Стоит ли ожидать демократизации в Беларуси. Или, может, того, что Минск заявит про "союзничество" с Киевом?

Господа, перестаньте воспринимать мир в тонах "зрада-перемога".

Да, в правительстве (если хотите — новом правительстве) соседней страны усилились позиции сторонников либеральной экономики. Ключевые посты заняли нетривиальные люди. И, да, эти люди, кроме всего прочего весьма скептически относятся к "российскому вектору" сотрудничества.

В конце концов Лукашенко чувствует настроения населения (или их изменения) и на фоне скепсиса в отношении "братского народа" выражается всё более резко. Но может ли идти речь о смене вектора? Давайте посмотрим — почему не может. 

ПЕРЕМОГА? ЖДАТЬ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ?

Уймитесь, дорогие. Либеральная рыночная экономика может существовать без демократии, а вот демократия без либеральной экономики — с трудом. Пример Сингапура, Турции, Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Вьетнама, того же Китая вам в помощь.

То есть дальнейшая либерализация экономики, создание льготных условий для ключевых отраслей, даже продажа сельхозпредприятий очень и очень даже возможны. А вот демократизация — нет.

Аналогичная ситуация с национальными символами, игрой с национальными традициями. Так сложилось, что если в конце 90-х Лукашенко, как метко отметил Павел Казарин "дустом проходился по всему беларускому", то сегодня очень аккуратно пытается вплести национальный миф в основу своей идеологии. Просто в 90-х он хотел стать "русским царём". В 00-х понял, что поезд ушел.

За последние лет семь он отчётливо осознал, что независимость Беларуси равна гарантии его собственной власти, его денег, его жизни. То есть он пытается защитить себя — в первую очередь. Национальные ценности нужны лишь для того, чтобы показать населению страны и соседям с востока "вас (русских) тут не стояло".

Национализм (как здоровый так и крайний) может прекрасно существовать при авторитарном режиме. Поэтому да, за национальную символику уже не сажают, она де-факто признана. НО это не означает, что идёт демократизация. Путаница в восприятии данных процессов — одна из основных ошибок внешних наблюдателей и части беларуской политической элиты.

ТАК МОЖЕТ БЕЛАРУСЬ РАЗВЕРНЁТСЯ В СТОРОНУ ЕВРОПЫ?

Теперь о внешнеполитической ориентации. Беларусь не будет кидаться в пикировку и становиться на растяжку "ЕС-РФ". Почему? А зачем? В случае педалирования процессов и раннего выхода на уровень открытой эскалации кто выступит на стороне официального Минска? ЕС вступится за "последнего диктатора Европы?" ЕС практическими действиями сильно вступился за Крым? За Донбасс? Так с какого перепугу его реакция на возможные проблемы в Беларуси должна быть более резкой?! Правильно, таковой не будет.

А "сочувствие" и озабоченность в случае реальных проблем — что мёртвому припарка. Киев? При всём уважении, но ресурсов Украины еле хватает на обеспечение собственного существования. А перекрашивание пару тысяч аватарок в бело-красно-белый цвет или пара сот букетов возле посольства — это, конечно, приятно, но в случае реальных проблем это ни про что.

За последние лет семь он отчётливо осознал, что независимость Беларуси равна гарантии его собственной власти, его денег, его жизни. То есть он пытается защитить себя — в первую очередь

Настроения населения? Действительно, последние 20 лет население Беларуси было разделено условно на сторонников европейской интеграции и сторонников сближения с РФ. Но события в Украине сделали своё дело. "Решительная" политика Европы на фоне откровенной шизофрении в Кремле увеличила количество тех, кто считает ненужным сближаться ни с теми ,ни с теми. То есть "дружить и торговать" — да, заявлять о "векторе развития" — да пошли они "далеко и лесом".

Таким образом, пока есть возможность балансировать — Беларусь будет пытаться получать бонусы от обеих сторон. А еще лучше, от трех. Минск пытается встроить в уравнение как минимум еще один центр тяжести. Согласитесь, стоять на шпагате не слишком удобно. А вот иметь три потенциальные точки опоры — уже более устойчиво. Именно поэтому Минск последние восемь лет тянет в страну китайские деньги и китайский бизнес. Точнее, тянет не просто бизнес, а государственные (желательно военные) корпорации.

Ларчик открывается просто: КНР никогда не защищает частные китайские компании, но ВСЕГДА резко реагирует на попытки перейти дорогу государственным корпорациям. При этом Пекину абсолютно наплевать на ступень демократизации режима в стране их интересов. Для Лукашенко крайне важно привлечь "критическую массу" китайских государственных денег. Китаю не интересна "Беларусь в изоляции", поэтому Минск будет проводить экономические реформы и сближаться с Европой. Но по этой же причине он не будет устраивать без лишней нужды торговые (и другие) войны с РФ. Кстати, ухудшение отношений с Украиной тоже не понравится китайским партнёрам. Хотя, в последнем случае, в украинском направлении у Беларуси доминирует свой прагматичный интерес.

А КАК НАСЧЁТ "СОЮЗНИКА" УКРАИНЫ?

Беларусь станет "союзницей" Украины? Лукашенко не является ничьим союзником. Есть его интересы, есть интересы сохранения власти. Есть и объективные интересы страны. На сегодня они совпадают — Украина крайне важный партнёр, провал которого означает наступление проблем в Беларуси. Проще говоря, пока Кремль занят попытками вернуть Киев в свою орбиту, Минск понемногу развязывает узелки, которыми "российские друзья" пытались или уже привязали его к себе. Провал Украины приведёт к желанию РФ решить одним махом и "беларускую проблему".

Второй аспект — украинский рынок, который, с одной стороны, является альтернативой российскому, с другой, возможным трамплином для выхода на рынки третьих стран, независимо от режимов санкций  в отношении Беларуси (тут речь идёт как о банальной контрабанде, так и о работе СП, которых за последние годы появилось немало).

Таким образом, пока есть возможность балансировать — Беларусь будет пытаться получать бонусы от обеих сторон. А еще лучше, от трех

Украина важна и выгодна, но Украина не союзник, поскольку Беларусь не собирается накладывать на себя "союзнические" обязательства. Как, кстати, и страны ЕС — ведь нет ни одного договора, где был бы зафиксирован их "союзнический статус", где были бы прописаны обязательные действия европейских государств по исполнению своего союзнического долга. Беларусь интересуют простые исчислимые вещи — выгода, возможности. И то, что Украина "выгодна", является бОльшей гарантией, чем сотни подписанных бумажек и громкие слова которым аплодируют толпы на улицах. Поэтому и тут ожидать резких перемен не приходится.

С другой стороны, если понять мотивацию Лукашенко, мотивацию беларуских элит (политических, бизнес-групп) — на этом можно играть и привязывать к себе Беларусь возможностями совместного заработка в будущем, совместными перспективами, если только они будут измеримыми и достижимыми. Выгода, совместное получение прибылей (экономических и политических) сближает. А там, глядишь, и до обсуждения более серьёзных вещей руки дойдут. Для этого необходимо немного: Беларусь ответила на вопрос "зачем нам Украина", Украине тоже стоит сформулировать "зачем нам Беларусь". Когда есть интересы, есть точки их соприкосновения и есть работа. В противном случае есть много пустого (но чертовски красивого) трёпа политиков и очень мало реальных дел.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции