Гибридный уход Назарбаева. Что дальше?

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Мы наблюдаем лишь начало политической комбинации по транзиту власти в Казахстане. И совершенно точно не конец эры Назарбаева.

Нурсултан Назарбаев объявил о сложении полномочий президента Казахстана. Неожиданная для многих новость, хотя о возможном транзите власти говорили давно. Более того, президент Казахстана провёл внушительную подготовительную работу: зачистил политическое поле, принял ряд важных законов, определил пул потенциальных преемников и, самое главное, обеспечил экономический базис передачи власти.

Подготовка была завершена, но оставалось одно "но" — президент Казахстана, согласно действующему законодательству, не мог сам уйти в отставку. Поэтому Назарбаев "обратился за разъяснениями" в Конституционный совет, который в феврале нашёл возможность их дать.

В изложении юристов Казахстана это звучит так: "По мнению Совета, из Основного Закона вытекает право Главы государства на отставку. Данное право является элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента страны. Оно принадлежит Президенту и как человеку и как гражданину Казахстана, и следует также из других положений Конституции, закрепляющих конституционные права каждого индивида, в частности, на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии". Забавно, что в Конституционный совет входит и сам Назарбаев.

Дальше дело техники — выбор времени, формата, подписание документа. Что и произошло.

ВидеоПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил об отставке

Он возглавлял страну в течение трех десятилетий. О своей отставке Нурсултан Назарбаев объявил в прямом эфире, во время обращения к нации. Обязанности главы государства будет исполнять глава Сената страны - Касым-Жомарт Токаев. А потом в стране проведут новые выборы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил об отставке

Возникает вопрос: теперь всё? Эра Назарбаева завершилась? Ответ отрицательный. О восточной мудрости ходят легенды, а сегодня много говорят о гибридной политике. Поэтому Назарбаев вроде как и не президент, но сохранил все рычаги влияния на ситуацию. Он остался председателем Совета безопасности, остался у руля правящей партии "Нур Отан" и, наконец, он фактически сконцентрировал рычаги управления страной в своих руках, отправив 22 февраля правительство в отставку.

Поэтому заявление Назарабаева об уходе — всего лишь начало видимого этапа политической комбинации по транзиту власти. Логично подумать о причинах процессов, выбранном времени, преемниках и будущем политики этой страны.

СПЕЦИФИКА ГИБРИДНОГО УХОДА. ПОДГОТОВКА И ВЫБОР ВРЕМЕНИ

Казахстан — страна с авторитарным стилем правления. Нурсултан Назарбаев не просто президент, он — "Первый президент РК — Елбасы". Это означает, что его полномочия определены отдельным конституционным законом, гарантирующем пожизненное председательство в Совете безопасности (в котором последующие президенты будут лишь на "втором месте") и пожизненное место в Конституционном совете.

Более того, все "разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы". Если вы не поняли — это цитата. Таким образом, Назарбаев ушёл с поста президента, но оставил у себя все ключевые рычаги власти.

Заявление Назарабаева об уходе — всего лишь начало видимого этапа политической комбинации по транзиту власти

При этом Елбасы перестраховался — его полномочия, закреплённые законом о нём самом, дублируются в принятом летом 2018 года новом законе о "Совете безопасности РК". Совбез координирует работу государственных органов по обеспечению национальной безопасности, к которой относится и экономика, и информационная безопасность, и даже (частично) сфера образования, нравственная сфера, вопросы соцзащиты. Этот же орган руководит силовыми ведомствами — имеет право отдавать им прямые распоряжения.

Но, имея рычаги власти, необходимо думать о социальной базе, возможных протестах. Тут у Назарбаева тоже всё хорошо. Страна последние годы является "образцом" реформ и входит в 30-ку наиболее свободных экономик. В рейтинге Doing Business Республика Казахстан сделала рывок с 77 места в 2015-м на 28 место в 2019 году.  Украина за этот же период сделала рывок с 96 на 71 место. То есть скорость улучшения позиций нашей страны в рейтинге всемирного банка почти в два раза ниже скорости Казахстана.

Экономика Казахстана в 2018 году выросла более чем на 4,1% — внушительный показатель.  Средняя заработная плата к концу 2018 года превысила 166 тысячи тенге — это примерно 12 тысяч гривен. При этом зарплаты бюджетникам в начале 2019 года были подняты ещё на 35%. То есть Назарбаев уходит на фоне экономического роста и роста доходов населения.

Но передача власти — всегда риск, особенно, учитывая специфику Казахстана, который состоит из нескольких явно выраженных регионов со своей структурой населения и который имеет внушительное русское меньшинство на Севере и места компактного проживания уйгуров на востоке.

Вторая особенность — геополитические вызовы. Несмотря на пророссийскую риторику Назарбаева, в его стране чрезвычайно усилились позиции Китая, есть интересы Турции, Ирана и... клана Ротшильдов, с помощью которых  был запущен амбициозный проект Международного Финансового центра "Астана".

Имея рычаги власти, необходимо думать о социальной базе, возможных протестах. Тут у Назарбаева тоже всё хорошо

Исходя из этого, вероятность попытки самостоятельной игры региональных элит при возможной поддержке внешних сил сохранялась — нужны были предохранители. С этой целью в том же 2018 году Назарбаев изменяет конституционный закон о выборах. Право выдвигать кандидату на пост президента Казахстана имеют лишь "республиканские общественные объединения". То есть НПО, а не партии. Более того, после выдвижения они обязаны собрать подписи не менее 1% от числа избирателей в пользу своего кандидата.

НПО с национальным статусом в Казахстане не так много, большинство из них носит характер GoNGO ("государственных" НПО), а нужное количество подписей невозможно собрать без административного ресурса.

Второй предохранитель — отставка правительства, что сосредотачивает власть в руках Совета безопасности и парламента. В первом председательствует сам Назарбаев, во втором — его доверенное лицо Касым-Жомарт Токаев. Всё рассчитано до мелочей. Остаётся вопрос: кто займёт место президента?

ТРОЙКА ПРЕЕМНИКОВ — ВСЕ СВОИ

Среди потенциальных преемников называют четырёх человек, трое их которых относятся к клану Назарбаевых. На первый взгляд, Назарбаев уже назвал своего преемника — уже упомянутый Касым-Жомарт Токаев, назначенный временно исполняющим обязанности президента до выборов. Это давний соратник первого президента Казахстана, опытный политик, поработавший в правительстве, на дипломатической службе, занимавший пост Заместителя Генсека ООН.

Плюсы Токаева — опыт и хорошие связи в РФ (где он учился) и Китае (который он изучал и с которым работал). Более того, слагая полномочия президента, Назарбаев недвусмысленно высказался: "Я верю, что Токаев именно тот человек, кому мы можем доверить управление Казахстаном".

Но у Токаева есть ключевой минус — излишняя самостоятельность и масштаб фигуры, которые могут испугать остальную элиту. В конце концов, он напрямую не принадлежит клану Назарбаевых. Поэтому не стоит сбрасывать со счетов ещё несколько претендентов, про которых можно сказать "семья".

Одним из основных кандидатов называют старшую дочь Назарбаева Даригу, которая успела поработать вице-премьером, заместителем папы в партии "Нур Отан", была депутатом Сената, а с сегодняшнего дня — спикер парламента. Она одна из фавориток будущей гонки, которая, к слову, прошла через опалу и вновь взлетела во власть.

Плюсом Дариги можно назвать динамизм, молодость, опыт и пол — женщина-президент государства Средней Азии будет выгодно отличатся от других. Она и сегодня фактически руководит партией власти. Из минусов Дариги — тот же пол (может не восприниматься в ряде регионов страны) и неудачное замужество — её бывший супруг был обвинён в подготовке свержения Назарбаева. Кстати, з зятьями Елбасы не везло — муж Дариги не первый, кого обвинили в покушении на тестя.

Вторым из возможных вариантов может стать опытный политик Ахметдан Есимов — он же племянник Нурсултана Назарбаева. Он работал в правительстве, был акимом (аналог руководителя ОГА) Алматинской области, руководит аппаратом президента и сегодня возглавляет фонд национального благосостояния "Самрук — Казына", осуществляюцим управление крупными госкорпорациями.

Кроме того, Есимов возглавил "Самрук-Казына" в конце 2017 года, когда начиналась реализация проекта транзита власти. И если Дарига — это куратор политики от "семьи", то Ахметдан — отвечает за "семейные деньги". Очевидный минус Есимова в данной схеме его возраст — ему исполнилось 69 лет. То есть, уже через 1-2 срока понадобится проводить новую комбинацию по транзиту власти.

Среди потенциальных преемников называют четырёх человек, трое их которых относятся к клану Назарбаевых

Третий кандидат — ещё один племянник, отвечающий за силовой блок. Это зам руководителя Комитета национальной безопасности Самат Абиш. В свои 38 лет он уже генерал-лейтенант, закончил Академию внешней разведки РФ. Его, кстати, Кремль очень даже не против видеть в качестве преемника.  Из плюсов Абиша — преданность Назарбаеву, из минусов — возраст, отсутствие дополнительного образования и опыта работы во внесиловых структурах.

Сегодня бразды правления в руках Токаева, который должен обеспечить спокойное проведение выборов и удержать ситуацию в политике и экономике. Кроме того, именно он должен провести переговоры с ключевыми партнёрами РК — Китаем, РФ, и, возможно, Турцией. Но если Назарбаев посчитает, что Токаев неэффективен, есть ещё как минимум три кандидата.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Транзит власти в Казахстане пройдёт — в этом нет сомнения. И он пройдёт по сценарию Назарбаева. Естественный вопрос, который волнует большинство обывателей Украины, читающих новость из Казахастана — станет ли теперь Астана придерживаться проукраинской позиции. Отвечу сразу и со стопроцентной уверенностью — нет. Потому что:

  1. Украина сама не имеет сформулированных подходов к политике в Средней Азии — это значит, что некому говорит с элитами Казахстана и нечего предложить. Кстати, зря, поскольку украинцы — третье по численности национальное меньшинство этой страны.
  2. Ключевые партнёры Казахстана — Китай и РФ — традиционно голосуют против украинских инициатив на международных площадках. И президент Казахстана, который балансирует между этими мощными игроками, должен быть политическим самоубийцей, чтобы пойти против позиции их обоих.

Но значит ли это усиление влияния России в Казахстане? Тоже нет. Скорее, даже наоборот. За последние годы в страну активно вошёл Китай. Если оценивать влияние соседей на экономику страны, то Китай для Казахстана означает инвестиции, рынок сбыта, технологии. Россия всего лишь рынок сбыта и пока что транзитный потенциал для поставок казахского сырья на европейский континент.

Но в 2018 году, готовя транзит власти, казахи смогли добиться подписания Азербайджаном, Ираном, Россией, Туркменистаном Конвенции Каспийского моря, которая признала поверхность Каспия... морем (позиция РФ — озеро). Соответственно, была достигнута договорённость о принципах использования недр и дна. То есть с 2018 года Россия потеряла возможность затягивать процесс строительства газо- и нефтепроводов по дну Каспия. Это усиливает влияние Турции, которая давно планирует продлить сеть своих труб до месторождений Казахстана и Туркменистана.

Кроме того, Назарбаев в своих контактах с руководством соседних стран придерживался практики скрепления отношений не только формальными документами, но и неформальными договорённостями. К его чести, слово Назарбаев держал, поэтому ему верили. Но таких договорённостей, обязательств с 1990 года накопилось множество. Транзит власти позволяет обнулить значительную часть из них (обещал ведь лично Назарбаев). А это значит, что схема сотрудничества со старыми партнёрами, к которым относится в первую очередь РФ, а потом государства бывшего СССР, будет пересмотрена — не лучшая перспектива для Кремля.

Транзит власти в Казахстане пройдёт — в этом нет сомнения. И он пройдёт по сценарию Назарбаева

Можно утверждать, что политика балансирования между центрами силы, которую вёл Назарбаев (при этом щедро лаская слух российских элит пророссийской риторикой) после транзита власти "выйдет из тени". Это минимально возможный результат. Максимальный будет, если КНР явно обозначит свои политические интересы в Казахастане, продемонстрировав, что Казахстан сфера его исключительного влияния.

В случае такого развития событий последствия трудно переоценить, поскольку это будет явной демонстрацией того, что Китайская Народная Республика официально сообщила, что признаёт за собой статус супердержавы со всеми вытекающими из этого последствиями, включая необходимость пересмотра сфер влияния и системы международной безопасности

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции